|
|
|
|
|
|
Сравнение функций религии
и рок-музыки Сравнение функций религии и рок-музыки в
контексте культурного фона российской действительности – дело не слишком
сложное, благо, что функции у них, как выяснилось, пересекаются и зачастую
являются одинаковыми. Судите сами. Яблоков в своём учебнике выделил их семь: 1. Мировоззренческая функция 2. Компенсаторная функция 3. Коммуникативная функция 4. Регулятивная функция 5. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция 6. Культуротранслирующая функция 7. Легитимирующе-разлегитимирующая (Религиоведение: Учебное пособие и учебный
словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.:
Гардарика, 1998. С. 299-301.) Дабы не быть голословным, сначала я приведу
выдержки из учебника, относительно каждой из функций, а затем покажу, как эта
функция может быть применима к феномену Русского Рока. Мировоззренческую функцию религия реализует
благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и
отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в
ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или
отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает
"предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются
человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.
(Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению
(Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.) Мировоззренческая функция рок-музыки может
быть выражена в том, что её потребители, или, как вам угодно, слушатели
основывают на песнях своих кумиров своё видение мира. «Религия включает
миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в
нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии),
мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений
(оценку) и проч.», в данном случае можно говорить о том, что рок-музыка
«навязывает» определённое миропонимание: «Весь мир сошёл с ума» (А. Никонов),
«Где же ты была, когда рушился мир, а также война» (А. Маркоffский), «Между
землёй и небом война» (В. Цой), «Тебе так трудно поверить – твой путь от этой
стены к этой стене» (К. Кинчев). Её поклонники принимают то объяснение,
которое дают их кумиры, цитируют, зачастую видят в этом программу действий.
Отличие может быть в том, что рок-музыка больше привязана к реальности, к
конкретной ситуации: «Я голосую, выберу сам: пулю буржую, верёвку ментам»
(А.Никонов) и т.д. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет
ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки
сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное
угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство
превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная
благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов
смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются
"братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения
безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и
общением в религиозной группе и т.д.
(Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по
религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С.
299-301.) В данном случае компенсаторная функция
рок-музыки больше явление психологического характера. Почему в трудные
моменты жизни люди обращаются или к религии или… к рок-музыке? В ней они
находят определённую отдушину, она даёт им надежду. В современном обществе музыка занимает
особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали
положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал,
что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок
и гармонию любую дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику
музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных
пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали
напряжение прошедшего дня. подготавливая человека к спокойному сну с
приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних
тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна
воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса. Позднее проблемой
связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в ней (музыке)
наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса (Р. Некленд «Нотные ключи к
Космосу». Санди-таймс За рубежом 1995 №46.). Человек (целевая аудитроия рок-музыки –
подростки и молодёжь) приходит домой в угнетённом состоянии, он пытается с
помощью рок-музыки либо: А) Получить надежду, какой-то заряд
позитива. «В добрый час, друзья, в добрый час! Наши
дни не зря, эти дни! Знаю я, что мы не одни.» (А. Макаревич), «Ты не один»
(Ю. Шевчук), «Всё отлично, всё нормально, я беру тебя с собой» (С. Бобунец),
«Щётки, пасты, духи и бусы больше, чем спасают – здорово! Великолепно!» (И.
Лагутенко), «Горе ты моё от ума, не печалься, гляди веселей» (В. Цой) Б) Найти «рифму» к своему состоянию: «Теряю мир в догадках, страшный ветер
вырвал птицу из гнезда и нервно бросил в небо, согрей меня моя звезда: может
я всё же нужен, брошен богом в лужу» (Д. Порубов), «Птицей стучиться в жилах
кровь. Вера да надежда, любовь» (В. Цой), «Ты прощаешься со мной: «Чао,
бамбино, сорри» (С. Шнуров), «Во всём одна лишь ты, тебя со мною рядом нет»
(А. Никонов), «В городе пахнет только тобою» (Я. Малый). В) Дать выход своему неготиву. «Не лезьте мне в душу, идите все на х…й»
(Д. Порубов), «Они ох…ели все» (А. Никонов). Религия обеспечивает коммуникативную
функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной
деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией,
взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание
предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с
гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и
др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.
(Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению
(Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.) Коммуникативная функция рок-музыки. Общение
складывается как в не музыкальной, так и в музыкальной деятельности и
отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия
человека человеком., предписывает два плана общения: 1) поклонников
рок-музыки друг с другом; 2) поклонников рок-музыки с миром идей и ценностей
рок-музыки и исполнителей, которые выступают в качестве посредников общения
между людьми. Высшей точкой такого общения могут служить фан-клубы,
совместное посещение концертов кумиров. Регулятивная функция состоит в том, что с
помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений,
традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и
отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. (Религиоведение:
Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф.
И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.) С помощью рок-музыки может осуществляется
управление как отдельными индивидами, так и массами. Исполнитель, пользуясь
своим влиянием, может дать прямое руководство к действию. Например,
Константин Кинчев призывает к крещению, даже был случай, когда он обещал
стать крёсным тем, кто примет крещение в определённый день. Это управление
носит не только духовный характер, но и вполне материальный: «Убей Мента!»
(Д. Порубов), «Окна открой, впусти небо» (Г. Ордановский), «Сломай свой
компьютер» (группа «7000$»). В данном случае эта функция может пересекаться с
мировоззренческой. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в
одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты.
Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности,
устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в
целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается
более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании
и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции,
религия выполняет дезинтегрирующую функцию. (Религиоведение: Учебное пособие
и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). -
М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.). Известны случаи борьбы поклонников той или
иной группы с поклонниками другой. Бум этой «войны» пришёлся в России на
середину 90-х годов прошлого века, когда поклонники, например, группы «Кино»
объединялись и шли на драки с поклонниками других течений. Известны случаи,
когда рок-фаны объединялись и, на основе своей любви к кумиру, устраивали
разборки с теми, кого они называют «гопниками»: люберами, скин-хедами. Культуротранслирующая функция. Религия,
являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее
слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены
принимала, другие - отталкивала. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный
словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.:
Гардарика, 1998. С. 299-301.) Культуротранслирующая функция. Рок-музыка,
являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее
слоев – музыки как таковой, музыкальной и сценической аппаратуры,
книгопечатания (различные фан-зины, индустрия по изготовлению атрибутики и
сопутствующей литературы), искусства, одни культурные феномены принимала,
другие - отталкивала. Легитимирующе-разлегитимирующая (лат.
legitimus - законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых
общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и
др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат.
maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных
явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается
обязательный и непреложный характер. (Религиоведение: Учебное пособие и
учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). -
М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.) Если пересмотреть всё вышенаписанное, с
лёгкостью можно сделать заключение и о
легитимирующе-разлегитимирующей функции рок-музыки. Как видите, функции действительно
идентичны, что может говорить не только о сравнивании религии и рок-музыки,
но и о их приравнивании. Понятно, что это только гипотеза, но доказательства
на лицо, а то, что сегодня молодёжь больше верит рок-музыке, а не принятым
религиям говорит о процессе некого замещения одного феномена (религии),
другим (рок-музыкой). |
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |