НАЗАД (EXIT)

 

Сравнение функций религии и рок-музыки

Сравнение функций религии и рок-музыки в контексте культурного фона российской действительности – дело не слишком сложное, благо, что функции у них, как выяснилось, пересекаются и зачастую являются одинаковыми. Судите сами. Яблоков в своём учебнике выделил их семь:

1. Мировоззренческая функция

2. Компенсаторная функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная функция

5. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция

6. Культуротранслирующая функция

7. Легитимирующе-разлегитимирующая

(Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

Дабы не быть голословным, сначала я приведу выдержки из учебника, относительно каждой из функций, а затем покажу, как эта функция может быть применима к феномену Русского Рока.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

Мировоззренческая функция рок-музыки может быть выражена в том, что её потребители, или, как вам угодно, слушатели основывают на песнях своих кумиров своё видение мира. «Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч.», в данном случае можно говорить о том, что рок-музыка «навязывает» определённое миропонимание: «Весь мир сошёл с ума» (А. Никонов), «Где же ты была, когда рушился мир, а также война» (А. Маркоffский), «Между землёй и небом война» (В. Цой), «Тебе так трудно поверить – твой путь от этой стены к этой стене» (К. Кинчев). Её поклонники принимают то объяснение, которое дают их кумиры, цитируют, зачастую видят в этом программу действий. Отличие может быть в том, что рок-музыка больше привязана к реальности, к конкретной ситуации: «Я голосую, выберу сам: пулю буржую, верёвку ментам» (А.Никонов) и т.д.

 Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д.  (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

В данном случае компенсаторная функция рок-музыки больше явление психологического характера. Почему в трудные моменты жизни люди обращаются или к религии или… к рок-музыке? В ней они находят определённую отдушину, она даёт им надежду.

В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня. подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса. Позднее проблемой связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в ней (музыке) наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса (Р. Некленд «Нотные ключи к Космосу». Санди-таймс За рубежом 1995 №46.).

Человек (целевая аудитроия рок-музыки – подростки и молодёжь) приходит домой в угнетённом состоянии, он пытается с помощью рок-музыки либо:

А) Получить надежду, какой-то заряд позитива.

«В добрый час, друзья, в добрый час! Наши дни не зря, эти дни! Знаю я, что мы не одни.» (А. Макаревич), «Ты не один» (Ю. Шевчук), «Всё отлично, всё нормально, я беру тебя с собой» (С. Бобунец), «Щётки, пасты, духи и бусы больше, чем спасают – здорово! Великолепно!» (И. Лагутенко), «Горе ты моё от ума, не печалься, гляди веселей» (В. Цой)

Б) Найти «рифму» к своему состоянию:

«Теряю мир в догадках, страшный ветер вырвал птицу из гнезда и нервно бросил в небо, согрей меня моя звезда: может я всё же нужен, брошен богом в лужу» (Д. Порубов), «Птицей стучиться в жилах кровь. Вера да надежда, любовь» (В. Цой), «Ты прощаешься со мной: «Чао, бамбино, сорри» (С. Шнуров), «Во всём одна лишь ты, тебя со мною рядом нет» (А. Никонов), «В городе пахнет только тобою» (Я. Малый).

В) Дать выход своему неготиву.

«Не лезьте мне в душу, идите все на х…й» (Д. Порубов), «Они ох…ели все» (А. Никонов).

Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

Коммуникативная функция рок-музыки. Общение складывается как в не музыкальной, так и в музыкальной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком., предписывает два плана общения: 1) поклонников рок-музыки друг с другом; 2) поклонников рок-музыки с миром идей и ценностей рок-музыки и исполнителей, которые выступают в качестве посредников общения между людьми. Высшей точкой такого общения могут служить фан-клубы, совместное посещение концертов кумиров.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

С помощью рок-музыки может осуществляется управление как отдельными индивидами, так и массами. Исполнитель, пользуясь своим влиянием, может дать прямое руководство к действию. Например, Константин Кинчев призывает к крещению, даже был случай, когда он обещал стать крёсным тем, кто примет крещение в определённый день. Это управление носит не только духовный характер, но и вполне материальный: «Убей Мента!» (Д. Порубов), «Окна открой, впусти небо» (Г. Ордановский), «Сломай свой компьютер» (группа «7000$»). В данном случае эта функция может пересекаться с мировоззренческой.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.).

Известны случаи борьбы поклонников той или иной группы с поклонниками другой. Бум этой «войны» пришёлся в России на середину 90-х годов прошлого века, когда поклонники, например, группы «Кино» объединялись и шли на драки с поклонниками других течений. Известны случаи, когда рок-фаны объединялись и, на основе своей любви к кумиру, устраивали разборки с теми, кого они называют «гопниками»: люберами, скин-хедами.

Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

Культуротранслирующая функция. Рок-музыка, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – музыки как таковой, музыкальной и сценической аппаратуры, книгопечатания (различные фан-зины, индустрия по изготовлению атрибутики и сопутствующей литературы), искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.

Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus - законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. (Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 299-301.)

Если пересмотреть всё вышенаписанное, с лёгкостью можно сделать заключение и о  легитимирующе-разлегитимирующей функции рок-музыки.

Как видите, функции действительно идентичны, что может говорить не только о сравнивании религии и рок-музыки, но и о их приравнивании. Понятно, что это только гипотеза, но доказательства на лицо, а то, что сегодня молодёжь больше верит рок-музыке, а не принятым религиям говорит о процессе некого замещения одного феномена (религии), другим (рок-музыкой).

 

 

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz