|
|
|
|
|
|
2005-й
на Исходе («ТехноБизнесМаркет»
№25 (136), декабрь 2005) «Вот и год на исходе…», пела так одна
замечательная питерская команда. А ведь год действительно на исходи. Ещё один
год, год после Бислана, год потерь и новых открытий. Словом, ещё один год в
нашей жизни и жизни наших питерских музыкантов. ГОД СЧИТАЕМ ПО ПОТЕРЯМ
Сначала о
грустном… О том, что мы потеряли. Для начала о клубах. 2005 год стал
просто-таки «урожайным» на закрытие клубов – сразу три культовых питерских
клуба прекратили своё существование. Жители домов
на улице Мира надолго, наверное, запомнили ночь с 31-ого января на 1-ое
февраля, последнюю ночь «Орландины» - места, ставшего своеобразным творческим
пристанищем для целой плеяды питерских музыкантов, от начинающих, до мэтров
питерской клубной сцены. Собственно, самые яркие из них и вышли на сцену:
Лёха Никонов, Саша Дейко, «Порт (812)», «Другой Ветер», «Last Ket4up».
Закрывали «Орландину» долго и с размахом – на сувениры разбирались элементы
интерьера, ломались легендарные расписанные стены, выворачивались ручки из
дверей… Следующим
ударом стало неожиданное закрытие «Старого Дома», клуба на улице Металлистов,
бывшего своеобразным эталонном качественного звука и качественного
обслуживания. Многие звёзды всероссийского масштаба, приезжая в
Санкт-Петербург давали свои концерты именно там: «7Б», «Звери», «Агата
Кристи». В стенах клуба творился и питерский рок-угар, причём выступали там
как вполне известные коллективы, такие «Пикник» и «Ночные Снайперы», так и
более молодые, но не менее перспективные музыканты, не желающие вставать на
рельсы коммерческого шоу-бизнеса… Но самое, что
поразило – закрытие «Молока». Осень, Перекупной переулок. Толпы народа, все
хотят в последний раз прикоснуться к уходящей в небытие легенде. Сначала
хотели пустить всех, но в итоге приняли решение не пускать никого. Разве что
нескольким журналистам да близким администрации друзьям-музыкантам удалось
попасть в помещение, где ещё несколько дней назад творился рок-н-ролл.
Осиротевшее помещение, осаждаемое со всех сторон поклонниками качественной
музыки – вот символ уходящего года. Рвясь за прекрасным, натыкаешься на дверь
с надписью «Закрыто». Саша Дейко
(арт-директор «Орландины») сказал на закрытии своего клуба: «Пусть хоть всё
закрывается, главное в музыке – люди…» К сожалению,
люди тоже не вечные, им тоже свойственно уходить. Может быть, в другие миры,
может быть в никуда. Только память о них остаётся, о них – живых и творящих. Алексей
Хвостенко был своеобразным патерном питерской музыки. Не умея петь и
достаточно посредственно играя на инструментах, он смог вместить в себя всё
то многообразие рок-музыки, которое мы слышим сейчас. Чего стоят, например,
его работы с «АукцЫоном» или песня «Рай», превращённая гребенщиковсеим гением
в «Город Золотой». Он умер за девять дней до так долго ожидаемого концерта в
клубе «Платформа» 10 января этого года. Понятное дело, концерт состоялся,
просто став мемориальным, на сцену в тот вечер вышли «ЧЧ», «Degenerators»,
«Добраночь» и прочие. Летом от
продолжительной болезни скончалась Марьяна Цой – вдова легендарного музыканта
группы «Кино» Виктора Цоя. Её смерть не была неожиданной, но, стоит отметить,
что до последнего времени она активно помогала в продвижении как музыки
группы «КИНО», так и в деле популяризации питерской музыкой вообще. Осень… Ещё в
августе мы писали про историю питерского панк-рока и выделили среди ветеранов
группу «Народное Ополчение» с одиозным фронт-меном Алексом Оголтелым.
Выделили как наиболее яркую и интересную. И вот через несколько месяцев после
той статьи в первом медицинском от остановки сердца умирает А.Строгачёв,
более известный как Алекс Оголтелый – настоящая легенда и последний из тех,
кого можно было назвать отцом питерского панк-рока. 13 ноября
2005, около 19:00 на площади Восстания, у входа в магазин "Буквоед"
был убит музыкант групп Sandinista! и
Distress Тимур Качарава. Убит из-за своих антифашистских убеждений. Убит
неонацистами, убит пятью ножевыми ранениями в шею. Ему было 20 лет. SHOW MUST GO ON…
Огромное
количество концертов прошло за этот год в клубах города, писать о каждом –
слишком много, но некоторые события выделить стоит особо. Буквально
2-ого января в «ПОРТУ» произошёл так называемый «Праздник убитой ёлочной
игрушки. Ёлка 2665», в котором приняли участие такие «тяжеловесы» питерской
альтернативной сцены, как Amatory, Jane Air, «Эскимо», Stigmata. Несмотря на
пост-праздничную расслабленность всего города, в этот вечер «Порт» был набит,
что говорится, под завязку, что сказалось и на температуре внутри,
заставившей забыть, что вне стен клуба лютует зима. Музыканты играли неистово
и яростно, поклонники их творчества бились в экстазе. Словом, праздник
удался… 9-ого апреля
в стенах «Юбилейного» состоялся, вот уже в который раз, фестиваль «Премия
FUZZ». Конечно, на клубное мероприятие концерт не походил, да и на сцену
выходили личности, так сказать, всё больше всеросийского масштаба
(«Мультfильмы», «Ночные Снайперы», «Король и Шут»), но были среди них и наши
клубные персонажи. Надолго, видимо, запомнился публике сет, получивших премию
за «Лучший альбом Года» «Последних Танков в Париже», показавших первоклассное
шоу с небывалым выплеском эмоций и тотальной отдаче себя самих нам – публике
у сцены, жадно внимающей новым героям панк-рока. Вместе с «ПТВП» тогда на
сцену поднялись и Amatory, сыгравшие не то, что бы очень хорошо, но сам факт
их участия в подобном мероприятии уже сам по себе уникален. Летом
питерские альтернативщики шумели на традиционном питерском фесте «Окна
Открой!!!» и на «НАШЕСТВИИ 2005» в Эммаусе, а кое-кто даже попал на фестиваль
«Крылья» («Морэ&Рэльсы», например). Каждый выход питерских рокеров на
таких сценах сопровождался небывалым ажиотажом, а иногда, даже скандалом. На
«НАШЕСТВИИ», например, группа «Психея» исполнила песню «Убей мента!», выразив
этим протест против чересчур уж рьяных хранителей правопорядка, непонятно
кого от кого охранявших, так как от их дубинок пострадали как зрители, так и
музыканты. В Питере же
осенью активизировались различные деятели, организующие всевозможные
фестивали, самым массовым из которых стал фестиваль «Кап-Кан», прошедший
19-ого ноября всё в том же «Порту». Шестилетие знаменитого лейбла прошло с
грандиозным размахом и выпуском сопутствующей продукции – сборника
альтернативной музыки «Кап-Кан» и DVD. С днём рождения выпускающий лейбл
поздравили такие группы. Как Jane Air, Protozoa и многие другие. Также
осень-зима 2005-ого принесла новый фестиваль «ТриА-ДА!!! – фест», первый из
которых 25-ого октября прошёл в «Камчатке», а второй 7-ого декабря в
«ШЛЮZ»-е. Мероприятие сие получила славу одного из самых неформатных, так как
под его эгидой состоялись выступления таких разномастных коллективов, как
гранжеров A.D. , хард-рокеров «Интервью» - группы, известной тем что львиную
долю их репертуара составляют песни легендарной, но незаслуженно забытой
группы 80-х «Хрустальный Шар», art-cor-бэнда «АВТОРеверS»,
шансонноприблатнённого «Егороffа-дуэта» и многих других. По заверению
организаторов фестиваля, каждый новый фестиваль будет проходить в каком-то
новом клубе. Интересно, что будут господа организаторы делать, когда клубы
кончатся, ибо их итак мало осталось? …НОВАЯ
МУЗЫКА! НОВАЯ МУЗЫКА! НОВАЯ! Уж насколько
казался богатым на новые релизы прошлый год, но по сравнению с этим… Ни
какого сравнения он не выдерживает. Такого шквала новых альтернативных
пластинок, такое ощущение, что никогда и не было: десятки релизов выходят на
разных лейблах, культура развивается, альбомы записываются. Разные,
интересные. Показательно,
что в этом году вышло большое количество пластинок, что называется,
«тяжёлого» направления. Питерские лейблы, помимо собственно питерских команд,
порадовали нас выходами работ и иногородних групп, таких как ##### и 7000$.
Очень здорово, что сильнейшие группы данного направления выбрали именно Питер
для реализации собственного потенциала. Особо урожайной
на новинки была осень. Судите сами, новые альбомы представили Protozoa,
Stigmata, Оригами, Spermadonarz, Jane Air, новый сингл представили «Психея»,
вышедшие недавно из-под крыла их администратора Павла Клинова и создавшие
свой собственный лэйбл «Используй Мозг Рекордс». Помимо «местечковых»
компаний, питерскую альтернативную сцену представили и более «продвинутые» и
коммерческие лейблы. Например, в середине осени на прилавках музыкальных
магазинов появился акустический альбом «Animal ДжаZ» изданный на «Никитине»,
а летом альбом «Морэ&Рэльсы», изданный на «Союзе». Особый же
интерес представляет пластинка «Проиграл!» ставшей недавно питерской группы
«Собака», по воле обстоятельств,
«пролетевший» мимо нашей рубрики рецензий. Многие
сравнивают «Собаку» с группой «Кирпичи». Дескать, и по стилю похоже, и голос
похож, и манера пения как у Васи Васина. Конечно, определённое сходство есть,
но вряд ли сейчас Васе Васину под силу такой живой и энергичный альбом, где
каждая песня – бомба, а каждый аккорд только подчёркивает взрывоопасность
текста. Поклонникам фанка ещё один прифанкованый релиз, поклонникам
«Кирпичей» возможность выбора, ценителям качественной музыки – необычный,
яркий и самобытный продукт. И «Проиграл!» в данном случае тот, кто пропустил
эту пластинку… Также
отдельно стоит вспомнить выход двух пластинок-трибьютов: Маяковскому «Живой
Маяковский» и Майку Науменко «Уездный город N 20 лет Спустя» - две очень
интересные пластинки, выпущенные при непосредственном участии Андрея
Тропилло. Помимо всего,
год выдался богатым на DVD-релизы. Здесь и «Кирпичи» отметились, и Amatory, и
Jane Air. Также вышла на DVD битва между «Эскимо» и Spermadonarz – запись
концерта этих двух коллективов на сцене одного из питерских клубов. Особым же
подарком для меломанов стал выход DVD «Как слышеться, так и пишеться» от
группы «АукцЫон» - милая компилляция из клипов и интервью легендарной
рок-группы. В общем, есть
что слушать, есть что смотреть. Если верить прогнозам, следующий год будет не
мение урожайным, и это есть хорошо. НАША ЖИЗНЬ
Более или
мение подвели итоги года в музыкальном мире. Конечно, обо всём рассказать не
имелось возможности в этой статье, но, с другой стороны, на то и есть наша
рубрика, что бы новая информация своевременно поступала к читателю. За этот год с
помощью нашей рубрике удалось высказаться более чем 20-и музыкантам, причём,
как от молодых (Border Cross, «Время от Каждого» и т.д.), так и от признанных
мэтров («Алиса», «АукцЫон»…), и нескольким околомузыкальным деятелям (Мария
Митрофанова, Андрей Тропилло и т.д.). Мы рассказали
за этот год более чем о тридцати новых релизов питерской альтернативной
сцены, проанансировали огромное количество концертов. Словом, попытались
сделать так, что бы питерский андеграунд перестал казаться чем-то непонятным,
сидящим в информационной блокаде и насквозь неформатным. 2005-ый год
на исходе, надеемся, что в новом 2006-ом Питер с новой силой окунётся в омут
клубных концертов, благо, что событий ожидается масса. Удачи в новом году… Святослав
КОРОВИН |
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |