НАЗАД (EXIT)

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МИНИСТРЕЛЛИ

(ОСТРОВ КАЛИПСО, декабрь 2005)

 

Ах, Выборг! Небольшой, но приятный городок на севере Ленинградской области. Как приятно бывает пройтись по его тихим улицам, подняться к Выборгской крепости, дотронутся до старых огромных камней, ощутить всё величие Российского прошлого, петровских побед…

Время неумолимо подсказывало мне, что пора назад в Питер. Купив на вокзале билет, я вошёл в электричку и, пройдя через прокуренный тамбур, сел у окна. Состав тронулся, за окном поплыли серые осенние деревья и свинцовые облака над ними.

Внезапно из дальнего конца вагона послышались звуки гитары и голоса, старательно выводящего слова одной из популярных песен. В поющем юноше я узнал своего университетского товарища…

Допев песню и получив от пассажиров какие-то деньги, товарищ подсел ко мне…

Ну, что, как работается?

Да ничего, не жалуюсь. Я тут частенько появляюсь, хотя мог бы ещё чаще, но есть и другие дела, сам понимаешь, учёба…

Давно ты так по поездам ходишь?

Да уже больше трёх лет. Как в университет поступил, так и хожу.

Зарабатываешь много?

Ну ни то, чтобы очень, но интересно провести вечер после трудового дня хватает. Да и прожить, в принципе, можно. Но мало у кого так вот ходить по поездам является основным доходом. Я, например, работаю здесь, чтобы немного от родителей стать независимым. Ну, я имею ввиду в финансовом плане.

Если не секрет, сколько максимально удаётся за день выручить?

От чего же секрет? Вот недели две назад я за пол дня больше тысячи себе в карман положил. Бывает, что некоторые мне дают по полтиннику за раз, но это редко. А бывают дни, когда еле-еле рублей триста наскребаешь…

С одной стороны, играть по электричкам достаточно интересно, это как концерт: ты поёшь, тебе платят, но с другой стороны - есть мнение, что такие вот музыканты ходят "под крышей", то есть платят бандитам.

А как на такой работе с налогами в пользу, скажем так, крыши?

Ерунда всё это. Раньше, году так в девяносто седьмом была попытка братков взять под контроль  вагонных музыкантов, но они чисто физически не смогли контролировать этот бизнес. Слишком много нас, слишком много направлений, слишком много электричек.

В Петербурге некоторые музыканты сами делят вокзалы и направления на сферы влияния. Например, на Балтийском  частенько собираются компании ребят с гитарами и отслеживают "чужаков" - тех, кто пришёл поработать на "их" территории. Они не пытаются сработаться с новичком, а просто объясняют незадачливому министреллю, что ему тут работы не найдётся. До рукоприкладства обычно не доходит, музыканты люди понятливые, а главное гуманные…

Учёбе твоя работа не мешает?

Работа-то не мешает, но иногда есть соблазн прогулять пару деньков и заработать на новые кроссовки или лицензионный диск любимой рок-группы. Хотя некоторые так и поступают, а потом, как дело к сессии подходит, спохватываются, но уже поздно. Иногда и из институтов вылетают.

Тут, наверное, студентов много, больше чем остальных?

Ты имеешь ввиду по электричкам? Ну да, студентов много. Точнее даже не студентов, а просто такого возраста ребят. Из Питера много, но есть и из пригородов. Из пригородов обычно идут именно за деньгами, там у них совсем плохо с заработками…

Но ведь и ты идёшь сюда именно за деньгами?

Да нет, знаешь, это же романтика! Я имею ввиду ходить по поездам, играть. Деньги, конечно, тоже нужны, но и даже если их нет, то всё равно… Приятно. Вот летом я с друзьями так до Украины доехал, был в Феодосии, Севастополе, купался в море. Жили мы там на то, что зарабатывали на улицах, ночевали у совершенно случайных знакомых, и это и была свобода: материальная независимость, лето, солнце и понимающие люди вокруг.

Никто не ведёт статистики того, какое количество музыкантов работает по пригородным электричкам, сколько денег крутится в этом бизнесе. Никто просто не задумывается об этом вопросе.

Скажи, а когда легче заработать: вечером или утром?

Вечером, конечно же. Утром люди едут на работу, хотят спать, а тут ты ещё появляешься и пытаешься чего-то петь. Один раз в меня по утру какой-то мужик бутылкой запустил. Правда, не попал. А вечером, особенно если это вечер пятницы, люди едут довольные, они сразу всех любят, а если им и песенку хорошую споют, так они тебе ни то, что заплатить, они тебя расцеловать готовы.

Но вообще, наверное, люди больше с пониманием к вам относятся, нежели с пренебрежением?

По всякому. Иногда идёшь, а на тебя шипят, мол, ходите тут, тунеядцы, лучше бы вагоны разгружали. А бывает и так, что за тобой по вагонам ходят и слушают. Один раз захожу, не помню что пою, иду дальше, а за мной мужичёк какой-то. Я его спрашиваю, зачем, мол, идёшь, я же в следующем вагоне тоже самое петь буду. А он отвечает, что всё равно, пою я хорошо, слушать приятно и деньги протягивает. Так мы с ним четыре вагона прошли…

Потом мой товарищ вспомнил, что он всё-таки на работе, попрощался со мной и пошёл в следующий вагон, оставив после себя ощущение света и целеустремлённости. А может и вправду, взять гитару, вспомнить пару-тройку песен, да пойти по электричкам, а то сидишь тут, к семинарам готовишься…

 

Святослав КОРОВИН

 

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz