НАЗАД (EXIT)

 

НОВЫЕ РЕЛИЗЫ. ОСЕНЬ 2005 (часть 2)*

 (ТехноБизнесМаркет №22(133) 2005 год)

В прошлом номере рубрика «PRorock Питерский» дала волю сентиментальности. Автор познакомил вас, уважаемые читатели, с несколькими новыми пластинками, очень отдалённо напоминающими рок-музыку, но сегодня снова мы будем говорить о пластинках, выпущенных музыкантами-альтернативщиками. Причём самыми, так сказать, «тяжеловесными»…

 

PROTOZOA

Ты не можешь говорить?

Кап-Кан 2005 год

14tracks/53’16”

 

Эта осень богата на релизы команд, так сказать, «тяжёлого» направления, судите сами – «Психея» (сингл «Навсегда»), Stigmata (альбом «Больше чем любовь»), дебютная пластинка группы «Оригами», и это, наверняка, не предел. Протозойцы, или, как их некоторые называют, протозайцы этой осенью представили на суд слушателей свой новый альбом с многозначным названием «Ты не можешь говорить?».

Первое, что пленяет в пластинке – оформление: этакая идеалистическая картинка – ребёнок с собакой. Но, как это часто бывает у музыкантов, обложка обманчива – содержание пугает. Пугает безумством и безысходностью.

Тринадцать песен плюс жутковатое интро: «Они убивают нас, они отравляют нас!» - зловеще доносится сквозь какие-то невнятные шумы потусторонний голос. Затем песни. Поражает в альбоме чётко выдержанный стиль и настроение – удушающая депрессия и суицидальные порывы, всё сплелось воедино в этой мрачной пластинке (к слову сказать, сам диск модного нынче чёрного цвета только подчеркивает общее настроение).

О чём же поют Protozoa? О чём говорят нам эти фрики-маньяки, называющие себя санитарами рока? Их песни отличает немногословность, но каждое слово рисует ещё одну подробность их мира и ещё один штрих к портрету проводника по этому миру, чей голос то крадётся за нами следом, то зовёт нас откуда-то издалека. «Всех ненавижу я!», «Я живодёр!», «Я робот» - говорит о себе вокалист, в чьём мире миссия живёт на помойке. Вернее жил – его убили! В домах этого мира пахнет стариной, а любовь – это порно, причём, зачастую, с элементами модного здесь и актуального там садо-маза, а счастье – это смерть. Жутковато, не правда ли?

По музыке – приближенное к nu-metalу рубилово с мрачными аккордами и параноидальными гитарными запилами, подчёркнутыми упругим, но не ярким басом (зато ярким и эпатажным басистом!) и монотонными барабанами – словом все составляющие для депресняка и грузилова. Волей-неволей начинаешь переносить нарисованный (или напетый) вокалистом мир в собственную реальность. Становится страшно.

Единственный оптимистический момент (если сравнивать с другими песнями с пластинки), вещь в которой вокалист уверяет, что «стану я землёй, сочным чёрным перегноем, травы надо мной буду я кормить собою». Этакая бодлеровская картинка в духе его «Падали». Вообще, альбом выдержан, по атмосфере близкой к первой части знаменитого фильма Hellraiser, только звона цепей не хватает…

Если говорить о каких-то параллелях, то, несмотря на всю эксклюзивность Protozoa  для нашей сцены, наблюдаются некоторые сходства. К удивлению, протозайцы напоминают «Химеру» - легендарную панк-группу из Выборга. Такое же созерцание непонятных миров (достаточно сравнить «Шизофрину» Protozoa с «Фикусами» «Химеры»), те же вокальные приёмы, тот же кажущийся бардак в аранжировках. А голос вокалиста, к слову сказать, иногда до смешного похож на мощный вокал Михи Семёнова из группы «Декабрь».

Подводя итог, можно сказать, что перед нами интересный альбом интересной группы. Альбом-идеология, возможно альбом-религия, только вот кто поверит в неё – безумные фрики или начитанные интеллигенты? Вопрос остаётся открытым…

 

ОРИГАМИ

Когда ложь стала правдой

MDU 2005

14 tracks/61’44”

 

Один из самых ожидаемых альбомов этой осени.

Команда «Оригами» уже долгое время будоражит умы меломанов. Играя по клубам, группа доросла до того уровня, что смогла сделать презентацию пластинки на одной из самых «престижных» площадок Питера – RED CLUBе, а это, согласитесь, не шутка.

Стильно оформленный конверт радует глаз, а обложка наводит на мысль о концептуальном продукте. Как выяснилось при прослушивании, связать содержание пластинки и картинку на обложке можно только обладая большой фантазией.

В альбом вошло четырнадцать песен, а сам диск начинается с мелодичного интро, чей мелодизм сразу же погибает в агрессии первых аккордов песни «Адреналиновый вкус».

Если говорить об агрессии, то на альбоме её предостаточно. А что ещё ждать от музыкантов идущих по пути nu-metala? Каждая вещь, будь то социальная песня или песня о любви поражает напором и нервностью. Сквозь ломкую мелодию пробиваются тяжёлые гитары и срывающийся на крик вокал.

Песни «Оригами» интересны текстами: десятки образов и интересных сочетаний слов. Подростковая любовь и первые разочарования на альбоме соседствуют с рассуждениями о смерти, миллионах небесных светил и антинаркотическими строками.

Самая близкая к «Оригами» группа (то есть, с кем их можно сравнить!) – «Психея». Причём иногда сходство доходит до смешного. Особенно это заметно на песне «Лишний грамм», спетой совместно с Димой Порубовым – вокалистом «Психеи». Причём сходство не только по аранжировкам или тематике песен, но и по манере пения вокалиста Макса Каменщикова.

Помимо Порубова, к альбому приложили руку и голос музыканты групп Kenaya и «Эскимо», что говорит об авторитете «Оригами» в музыкальных кругах. Авторитет, этот, кстати, заслуженный. «Оригами» за достаточно короткий срок смогли вырваться из моря себе подобных, занять свою нишу, выпустить альбом, поражающий мастерством музыкантов и, не побоюсь этого слова, изысканностью аранжировок.

Также можно отметить качество записи – звук на альбоме, не смотря на всю «тяжесть» песен обладает какой-то хрустальной чистотой и невесомостью: этакий контраст и смешение воедино.

Альбом слушать надо. Причём не только поклонникам данного стиля, но и тем, кто чурается громких гитар и рычащего вокала nu-metalистов. Пластика максимально точно передаёт ту энергетику, которую несёт в себе этот стиль, но делается это с какой-то необычайной доступностью, честностью и лёгкостью. Легкостью, какой обладает полёт бумажного журавлика в турбулентных, восходящих и нисходящих воздушных потоках…

 

 

 

STIGMATA

Больше чем любовь

Кап-кан 2005

12 tracks/49’28”

 

Новый, второй альбом группы Stigmata. Как они сами уверяют нас в буклете диска – revolution love metal. Что ж, нашлись-таки последователи выведенного инкубаторским методом и выращенного в теплицах Финляндии направления современной музыки. Что, кстати сказать, не плохо, не всё же слушать HIMовские страдания…

По сравнению с предыдущей пластинкой, новая работа выглядит несомненным шагом вперёд, причём, как по качеству представленного материала, так и по качеству записи. Прогресс на лицо, так сказать…

Собственно, альбом. Тринадцать песен (последняя идёт «скрытым» треком), почти все о любви, все «тяжёлые». Плюс стильное оформление и тексты в буклете (есть просто у наших групп «тяжёлого» направления особенность – пока текст не прочитаешь, о чём песня не поймёшь, слишком уж всё рычит и гремит и визжит).

В рекламных материалах выпущенных к выходу пластинки издатели обещали революцию в текстах. Для кого это революция – не понятно: подростковая любовная лирика, помноженная на студенческий нигилизм – явление достаточно традиционное для nu-metala постпсихеевского периода. Песни для девочек, которые очень хотят казаться плохими, но не забывают в десять вечера быть дома и сделать уроки.

Конечно, не всё так плохо – есть явный плюс. Голос. Голос вокалиста Артёма не похож ни на кого – чистый, узнаваемый, лиричный. Только зачем же пытаться петь гроулингом – зачем начисто стирать индивидуальное звучание группы?

К чести группы Stigmata, их считают одной из лучших концертных клубных питерских команд. Как это зачастую бывает, в студии концертный драйв не удаётся перенести на записанный продукт. Stigmata не исключение – альбом звучит, несмотря на кажущуюся тяжёлость, достаточно вяло, лениво и размазано. От безысходной скучности работу спасает несколько ярких находок (рассуждение о смерти в финале «Свобода выбирает смерть», женский вокал в «Одиночестве» и т.п.).

Конечно, и школьницам хочется послушать музыку, которую любят их старшие братья, но можно ли донести адекватно до них, воспитанных «Фабрикой Звёзд» и «Народным Артистом» агрессию Amatory, философию «Психеи» или вызывающую «чернуху» Protozoa. Наверное нет, культурный шок обеспечен, если так вот сразу… Для них Stigmata будет оптимальным «переходным» этапом: вроде и музыка не из лёгких, даже рычат кое где, но всё это очень мелодично и, как приятно, о любви! И даже матом, замете, на «Больше чем любовь» не ругаются.

В целом, пластинка «для домашнего прослушивания».

Несомненно, такая музыка нужна. И не надо её осуждать или искать в ней какие-то подвохи. Не надо обвинять в нечестности – уж не знаю как это ему удаётся, но вокалист заставляет себе верить, а это огромный плюс в синтетическом мире шоу-бизнеса. Только одно интересно, что будет петь Stigmata лет через десять и кто их будет слушать, да и будут ли они ещё существовать…

 

АЛИСА

«Изгой»

Real Reckords 2005

10 tracks/49’03”

 

Тринадцатый студийный альбом Константина Кинчева и группы «Алиса». Обновлённый состав и новое звучание – сегодня «Алиса» решила поиграть в nu-metal, что, как это не парадоксально, им очень идёт и органично подчёркивает смысловую нагрузку новых песен Кинчева.

«Я заранее отдавал себе отчёт в том, что nu-metal очень узкий жанр. Ничего нового в нём уже не придумаешь, - поведал Кинчев в интервью русского “Rolling Stones” – Но мне было интересно попробовать».

Собственно, периодически на пластинке nu-metal в виденьи Кинчева настолько «заужен», что порой доходит до прямого «обдиралова» западных коллег: например, гитарная основа песни «Звери» чуть ли не «вноль» снята с Rammstein-овской вещи “Herzeleid”, а некоторые ходы «позаимствованы» у Clawfinger.

Может, конечно, сказывается влияние немецких звукоинженеров, успевших, в своё время, поработать и с Clawfinger и Rammstein.

Nu-metal на «Изгое» всё-таки очень традиционен и, по большому счёту, коснулся только гитарных партий, зачастую грузящих настолько, что сразу вспоминается строчки из алисовской же «Черты»: «Если бас не отдаёт в паху, значит эта песня бесполезна».

Как ни крути, но «Алиса» даже посредствам вышеупомянутых звуковиков не смогла избавиться от традиционного кинчевского подхода к песне: многословные куплеты плюс размашистые припевы с запоминающимся рефреном и приятной уху мелодикой. Это словно бы «Лунную сонату» сыграть с дисторшеном, всё равно что было то и осталось. И это не плохо, всё-таки даже в таком виде «Алиса» не потеряла своего лица.

«Изгой» можно считать логическим продолжением предыдущей пластинки «Сейчас позднее, чем ты думаешь», выполненной, к слову сказать, тоже в достаточно тяжёлом ключе. Только если на «Сейчас позднее…» Кинчев борется с неким абстрактным,  чуть ли не абсолютным злом, то на «Изгое» зло приобретает вполне конкретные черты: террористы, попса, всевозможные ИНН, PIN-коды и прочие шифры, за которыми православные деятели усматривают «печать зверя».

Радуют тексты, поскольку практически все песни можно привязать к современности, не боясь анахроничности или несвоевременности. Словом, песни функционирующей рок-группы, привыкшей находится «на острие атаки», живущей сегодня,Э а не потерявшейся в зазеркалье своих личных квази-философских измышлений и поиске уже сто раз до них найденного.

Пусть «Алиса» уже не та, что когда-то будоражила умы меломанов призывами типа «Жги-Гуляй» и «Ай да безобразничать», да пугающая описаниями «событий на Лысой Горе», но «каждому свой путь», и как занесло их на этот путь, и куда по нему несёт одному Богу известно, а нам выбирать: идти с ними, или стоять на обочине, провожая глазами их табор, сорвавшийся некогда «с насиженных мест»…

 

ДЕКАБРЬ

RE’MIX

Первое музыкальное издательство 2005

5tracks/21’40”

 

Этот альбом ремиксов вышел ещё зимой 2005-ого, когда «Декабрь» праздновали свой день рождения – не плохой подарок поклонникам и самим себе.

Скромно оформленный диск, выпущенный очень ограниченным тиражом. Настолько ограниченным, что уже сейчас его можно назвать меломанской редкостью и раритетом.

На диске собраны пять ремиксов, большое количество фотографий группы в мултимидийном приложении и грязно смонтированный видеоклип на песню «Дышим».

Если говорить о музыкальном наполнении пластинки, то для его создания декабристы (или декабразы?) не привлекали людей со стороны и обошлись собственными силами. Итог работы удовлетворит поклонников группы, но может оттолкнуть завсегдатаев танц-полов, ибо «танцевальными» ремиксы можно назвать только с очень большой натяжкой и оговорками. Скорее всего мы имеем дело с перепродюссированными и пересведёными треками с пластинки «Зимняя Сказка», коим, к слову сказать, сия процедура пошла только на пользу: в них появилось то, чего не хватает оригинальному творчеству «Декабря» - объёмность звучания.

В ремиксах большое внимание уделено ритмическому рисунку композиции. Ударные чётко выбивают ритм, а глубокий бас, заполняя пустующие звуковые ландшафты, придаёт композициям тяжёлый звук, обходясь без рёва гитар, с которым последнее время «Декабрь» и ассоциируется.

В ремиксах «Декабря» присутствует удивительная цельность каждой композиции и, что не маловажно, настроение, зачастую, отличающееся от оригиналов. Этакое переосмысление идей, вложенных ранее.

Под «Re’mix» здорово, наверное, мчать по пустой ночной трассе, ибо та лёгкость и уверенность, с которой звучат композиции, заставляет вспомнить об элегантных автомобилях с мощными моторами на скорости 150 км/ч несущихся навстречу удаче, навстречу победам.

Словом, стремительная (не путать с понятием «стрёмная») пластинка. Одно плохо, за те двадцать с небольшим минут, сколько звучит альбом «Re’mix», очень сложно в полной мере насладится им – приходится переслушивать.

Святослав КОРОВИН

 

*- данный текст не совсем соответствует тому, что вышло в журнале, здесь представлены более развёрнутые рецензии.

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz