НАЗАД (EXIT)

 

Музыкальные релизы, осень 2005

 (ТехноБизнесМаркет №21(132) 2005 год)

 

Сегодня в нашей рубрике представлено несколько рецензий на диски, прямо скажем, не вписывающиеся в понятие рок-музыки. Нет, это не смена "формата", скорее – попытка расширить границы, показать что-то другое, нежели ревущие гитары и надрывный вокал…

 

 Marina Laslo

Chelsea Romance, Vol. 1

12 tracks/42'27"

Manchester, 2005

Русский романс всегда был и остается одним из главных достижений отечественной музыки. Романсы пели, поют и, видимо, будут петь. Кто только не обращался к теме романса: Гребенщиков, Шевчук, "Ночные Снайперы"…

Вот и еще одна пластинка: "Chelsea Romance Vol.1" – на сегодняшний день это самая свежая работа выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Марины Ласло, вот уже несколько лет живущей в Великобритании. Альбом был задуман в лондонском районе Челси (Chelsea), а завершен в одноименной студии в Нью-Йорке. Отсюда, как нетрудно догадаться, и название.

12 романсов русских композиторов – Мусоргский, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков. Набор, прямо скажем, достаточно традиционен: здесь вам и "Утомленное солнце", и "Снился мне сад", и "Я ехала домой", и "Ваши пальцы пахнут ладаном" блистательного Вертинского… Казалось бы, ну и что такого, мало ли у нас романсов поют, зачем мы должны слушать их еще и в "импортном" виде? Но, возможно, именно за кордоном нашим соотечественникам острее всего недостает истинно русской музыки. Помимо великолепного сопрано Марины, на диске звучат удивительной красоты гитарные партии Виктора Униковского – эмигранта из России и одного из самых востребованных на сегодняшний день сессионных музыкантов. Униковский окутал классические романсы нежным джазовым флером, придав им особенный, неповторимый шарм, почему-то совершенно не свойственный русским интерпретациям этих же вещей. Ощущение такое, будто едешь по ночному Нью-Йорку, Чикаго или другому западному мегаполису в шикарной машине с кожаным салоном и инкрустированной деревом приборной панелью, а из колонок доносится необыкновенная музыка ночного города – спокойная, расслабленная, мягкая, а в нее вплетается текст, спетый чистым женским голосом: "Отвори потихоньку калитку…"

Словом, интеллигентная музыка для преуспевающих людей. Отдельно хотелось бы сказать о шикарном оформлении диска: отличная полиграфия, многостраничный буклет, раскладывающийся конверт и стильные фотографии. Все такое глянцевое-глянцевое…

 

 

RuShoBo

Beyond the Silence

Manchester, 2005

16 tracks/69'28"

 

Как уверяет наклейка на упаковке диска – это спонтанные джазовые импровизации трех замечательных музыкантов: вокалистки Полины Руновской, Вадима Бондаренко (кларнет, пианино) и Владимира Шостака (контрабас).

16 треков, никак не названных, что, впрочем, логично, поскольку деление на "композиции" достаточно условное, и весь диск нужно слушать как единое целое, как продолжительную медитацию. Видимо весь материал записывался на одном дыхании. Вокал Полины Руновской пронизывает насквозь зыбкое марево пианино, контрабаса и кларнета. Такая вот музыка под настроение, немного монотонная, слегка мрачная, чуть-чуть депрессивная. Видимо, именно так звучит то, что с другой стороны тишины… В качестве медитативного видеоряда к услышан-ному, на пластинке представлено 5-минутное bonus (video) – "Silence Beyond" (Japanese version).

 

 

Альберт Асадуллин

ЭНЖЕЛЭР (Жемчужины)

15 tracks/60'43"

Manchester, 2005

Живя в Санкт-Петербурге, Альберт Асадуллин записал диск к 1000-летию Казани на родном ему татарском языке.

Логичнее всего было бы назвать альбом этническим, много в нем национального колорита. Но наряду с традиционными народными инструментами – морин хуур, курай и кубыз – здесь звучат фортепиано, саксофон и контрабас, а в записи приняли участие струнный квартет и джазовая группа, поэтому на этнику "Энжелэр" тянет разве что только по содержанию. Этакая татарская современная музыка.

Что может привлечь в пластинке? Прежде всего, неожиданность материала. Очень уж экзотично в наших широтах звучат татарские напевы и музыкальные инструменты, чей внешний вид мы можем только представлять. Каждая песня окутана азиатской тайной, очень сложно даже приблизительно, не зная языка, понять, о чем поет Асадулин, которого мы все-таки больше ассоциируем с ролью Орфея и песней про дорогу без конца.

Что касается стиля – альбом не предлагает единого решения. Какие-то песни близки к джазу, где-то это диско, местами даже прослеживаются роковые мотивы, а то вдруг волшебная по красоте национальная мелодия, исполненная a capella.

Особый интерес представляет и звукошумовой сценарий альбома: словно бы выехав на поезде из Питера, попадаешь в Казань, гуляешь по улицам, разговариваешь с прохожими, слышишь незнакомую речь, пробивающуюся между песнями…

Трудно сказать, будет ли диск иметь коммерческий успех или найдет своего слушателя лишь среди поклонников Асадуллина, но несомненно, как творческий акт "Энжелэр" – бесценен. Асадуллин просто "забыл" обо всех "форматах" и последних веяниях моды, создав нечто, что действительно ново, оригинально и неожиданно. По крайней мере, для "песков Петербурга" и "болот Невы".

 

Диски любезно предоставлены компанией "Бомба-Питер"

Святослав КОРОВИН

 

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz