|
|
|
|
|
|
Музыкальные релизы, осень
2005 (ТехноБизнесМаркет №21(132) 2005 год) Сегодня в нашей
рубрике представлено несколько рецензий на диски, прямо скажем, не
вписывающиеся в понятие рок-музыки. Нет, это не смена "формата",
скорее – попытка расширить границы, показать что-то другое, нежели ревущие
гитары и надрывный вокал… Marina Laslo Chelsea Romance, Vol. 1 12 tracks/42'27" Manchester, 2005 Русский романс всегда
был и остается одним из главных достижений отечественной музыки. Романсы
пели, поют и, видимо, будут петь. Кто только не обращался к теме романса:
Гребенщиков, Шевчук, "Ночные Снайперы"… Вот и еще одна
пластинка: "Chelsea Romance Vol.1" – на сегодняшний день это самая
свежая работа выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Марины Ласло, вот
уже несколько лет живущей в Великобритании. Альбом был задуман в лондонском
районе Челси (Chelsea), а завершен в одноименной студии в Нью-Йорке. Отсюда,
как нетрудно догадаться, и название. 12 романсов русских
композиторов – Мусоргский, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков. Набор, прямо
скажем, достаточно традиционен: здесь вам и "Утомленное солнце", и
"Снился мне сад", и "Я ехала домой", и "Ваши пальцы
пахнут ладаном" блистательного Вертинского… Казалось бы, ну и что
такого, мало ли у нас романсов поют, зачем мы должны слушать их еще и в
"импортном" виде? Но, возможно, именно за кордоном нашим
соотечественникам острее всего недостает истинно русской музыки. Помимо
великолепного сопрано Марины, на диске звучат удивительной красоты гитарные
партии Виктора Униковского – эмигранта из России и одного из самых
востребованных на сегодняшний день сессионных музыкантов. Униковский окутал
классические романсы нежным джазовым флером, придав им особенный,
неповторимый шарм, почему-то совершенно не свойственный русским
интерпретациям этих же вещей. Ощущение такое, будто едешь по ночному
Нью-Йорку, Чикаго или другому западному мегаполису в шикарной машине с
кожаным салоном и инкрустированной деревом приборной панелью, а из колонок
доносится необыкновенная музыка ночного города – спокойная, расслабленная,
мягкая, а в нее вплетается текст, спетый чистым женским голосом: "Отвори
потихоньку калитку…" Словом, интеллигентная
музыка для преуспевающих людей. Отдельно хотелось бы сказать о шикарном
оформлении диска: отличная полиграфия, многостраничный буклет,
раскладывающийся конверт и стильные фотографии. Все такое
глянцевое-глянцевое… RuShoBo Beyond the Silence Manchester, 2005 16 tracks/69'28" Как уверяет наклейка на
упаковке диска – это спонтанные джазовые импровизации трех замечательных
музыкантов: вокалистки Полины Руновской, Вадима Бондаренко (кларнет, пианино)
и Владимира Шостака (контрабас). 16 треков, никак не
названных, что, впрочем, логично, поскольку деление на "композиции"
достаточно условное, и весь диск нужно слушать как единое целое, как
продолжительную медитацию. Видимо весь материал записывался на одном дыхании.
Вокал Полины Руновской пронизывает насквозь зыбкое марево пианино, контрабаса
и кларнета. Такая вот музыка под настроение, немного монотонная, слегка
мрачная, чуть-чуть депрессивная. Видимо, именно так звучит то, что с другой
стороны тишины… В качестве медитативного видеоряда к услышан-ному, на
пластинке представлено 5-минутное bonus (video) – "Silence Beyond"
(Japanese version). Альберт Асадуллин ЭНЖЕЛЭР (Жемчужины) 15 tracks/60'43" Manchester, 2005 Живя в
Санкт-Петербурге, Альберт Асадуллин записал диск к 1000-летию Казани на
родном ему татарском языке. Логичнее всего было бы
назвать альбом этническим, много в нем национального колорита. Но наряду с
традиционными народными инструментами – морин хуур, курай и кубыз – здесь
звучат фортепиано, саксофон и контрабас, а в записи приняли участие струнный
квартет и джазовая группа, поэтому на этнику "Энжелэр" тянет разве
что только по содержанию. Этакая татарская современная музыка. Что может привлечь в
пластинке? Прежде всего, неожиданность материала. Очень уж экзотично в наших
широтах звучат татарские напевы и музыкальные инструменты, чей внешний вид мы
можем только представлять. Каждая песня окутана азиатской тайной, очень
сложно даже приблизительно, не зная языка, понять, о чем поет Асадулин,
которого мы все-таки больше ассоциируем с ролью Орфея и песней про дорогу без
конца. Что касается стиля –
альбом не предлагает единого решения. Какие-то песни близки к джазу, где-то
это диско, местами даже прослеживаются роковые мотивы, а то вдруг волшебная
по красоте национальная мелодия, исполненная a capella. Особый интерес
представляет и звукошумовой сценарий альбома: словно бы выехав на поезде из
Питера, попадаешь в Казань, гуляешь по улицам, разговариваешь с прохожими,
слышишь незнакомую речь, пробивающуюся между песнями… Трудно сказать, будет
ли диск иметь коммерческий успех или найдет своего слушателя лишь среди
поклонников Асадуллина, но несомненно, как творческий акт "Энжелэр"
– бесценен. Асадуллин просто "забыл" обо всех "форматах"
и последних веяниях моды, создав нечто, что действительно ново, оригинально и
неожиданно. По крайней мере, для "песков Петербурга" и "болот
Невы". Диски любезно предоставлены компанией
"Бомба-Питер" Святослав
КОРОВИН |
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |