НАЗАД (EXIT)

 

ЖИВАЯ АКУСТИКА

 (ТехноБизнесМаркет №19(130) 2005 год)

«Не исключено, что когда-нибудь все экстремальности молодёжной музыки изживут себя, устареют, но скромный бард-рок останется на плаву – как стиль, наиболее близкий к коренной песенной культуре», так ещё в далёком 90-ом писал в книге «Рок-музыка  в СССР» Артемий Троицкий.

Собственно, что такое бард-рок, никто толком определить не может, а среди его представителей, по версиям разных авторов, фигурируют то Кинчев с Гребенщиковым, то Лоза с Высоцким. Бард-рок даже сложно «загнать» в какие-то рамки, слишком уж он балансирует на стыке рок-музыки, авторской песни а, порой, и музыки поп.

Ленинград, являясь колыбелью рок-музыки, не мог не выносить и целую плеяду исполнителей, в тот или иной период своей творческой активности, играющих в стиле бард-рок. По форме, это вроде бы обычная бардовская песня с минимальным количеством инструментов (гитара, иногда две гитары, иногда флейта и т.п.), но сыграна она с особым драйвом, не свойственным «размазанности» так называемой авторской песни. По тексту тоже отличающаяся, причём, не всегда в сторону философской зауми, скорее всего это тоже баланс между высокими материями и положением дел на собственной кухне.

Появление этого явления можно, наверное, также объяснить недостаточной технической базой наших рокеров, у которых не всегда под рукой были мощные усилители, барабанная установка, та же электро-гитары (ну, не «Стратокастер», так, хотя бы «Урал»), а песни сочинялись и требовали выхода, были необходимы к публичному исполнению. Тогда и брали в свои руки и Гребенщиков, и Кинчев, и Шевчук акустические гитары и пели под них свои песни. Потом, иногда, эти песни делали в «электричестве», а иногда и не делали, оставляли их в первозданном бард-роковом варианте.

В 80-х ярчайшим представителем бард-рока был Александр Башлачёв, в чьих песнях, исполненных в очень экспрессивной манере, в большинстве случаев, под одну акустическую гитару слились воедино и русские народные скоморошеские мотивы и эпохальность песен, созданных «на века». Чего стоят, например, его знаменитые вещи «Ванюша», «Некому берёзу заломати» или, всё тоже «Время колокольчиков»…

Его приезд в Ленинград вызвал просто-таки смятение в умах ленинградских рокеров. Под его влиянием Кинчев пишет одну из самых пронзительных песен «Сумерки», перед исполнением которой, он на концертах признавался, что песня сделана «под Башлачёва»:  «Эта песня требует, наверное, отдельного комментария. Она совершенно не в моём стиле, она… Это как бы Саши Башлачёва песня.» Святослав Задерий пытается сделать с Башлачёвым программу с привлечением большого количества различных музыкантов, правда эта попытка ничего, кромке невразумительного концертного альбома «СашБаш и Алиса: чернобыльские бобыли на краю света» не принесла…

Башлачёв был настолько яркой фигурой, что с его трагической гибелью 17 февраля 1988 года, казалось бы, умер и стиль, но это не так.

90-е годы в России – время смутное, время, когда вечные ценности перестали быть в цене, а вчерашние «подпольные» гении ломанулись на стадионы, где под рокот гитар и бой барабанов стали ковать своё счастье творческой самореализации и того, что сегодня называется «Русский Рок».

Конечно, тихим бард-рокерам, не было места на большой сцене, ибо то, что называется «рок» грандиозными концертами стали показывать «Алиса», «Телевизор», «ДДТ» и прочие, а слово «бард» всё больше стало ассоциироваться с одиозной фигурой Александра Розенбаума…

Питерский бард-рокеры словно бы затаились, выжидая своего часа, и час этот пришёл в начале 2000-ных, когда по радио всё чаще зазвучали песни Михаила Башакова, Кирилла Комарова или, скажем, группы «Зимовье Зверей».

Башаков сейчас продолжает ассоциироваться у масс населения со своей песенкой «Элис», что, кстати, не совсем справедливо по отношению к автору, ибо песен у него хороших предостаточно и качественно они, несомненно, выше, чем вольная интерпретация нетленки группы Smoky: достаточно вспомнить его замечательную вещь «Под Крылом Солнце»…

Не так давно на радио звучала песня «Мы Никогда Не Умрём» в исполнении Михаила Башакова, Кирилла Комарова и Константина Арбенина («Зимовье Зверей»). Песня заняла достойное место в хит-параде одной из радио-станций, а имя автора Комарова вновь, после долгого перерыва снова было на слуху, а его альбомы «Рано или Поздно»(2004 год) и «Ангелология» (2003 год) появились на прилавках модных магазинов, откуда они и были сметены новыми поклонниками человека, чей поэтический и мелодический дар, выраженный в песнях, существующих на стыке авторской и рок-песни, не вызывает сомнения…

Если говорить о группе «Зимовье Зверей», то минувшим летом коллективу исполнилось 10 лет. Как утверждают сами музыканты, они, наконец, избавились от приставки «рок». Сложно сказать, с чем это связано, может быть с изменениями в составе. Изначально группа представляет собой тандем виртуозного гитариста Александра Петерсона и поющего поэта Константина Арбенина. Первоначально делались попытки воплотить песни Арбенина в роковом ключе, но быстро стало понятно, что песни Арбенина больше авторские, ввиду большого количества текста в них, который терялся в жужжании гитар. Сегодня группа всё чаще появляется на различных фестивалях авторской песни, даже стало лауреатом Грушинского фестиваля. Посвященную юбилею коллектива новую акустическую программу группа представит в Театре Эстрады 21 октября 2005 года, в пятницу.

Помимо «Зимовья Зверей», гитарист Александр Петерсон участвует также в работе над песнями исполнителя Вячеслава Ковалёва. Казалось бы, что Ковалёв никак не может ассоциироваться с понятием рок, ибо ни разу не был замечен в каких-либо рокерских тусовках, да и песни у него тяготеют больше в сторону Митяева: спокойные такие баллады о жизни, о подросшей дочери, о том, что «в поисках родственных душ мы готовы залезть в глубину Интернета». Но только заслышишь его песни «Начну с нуля» или «Парашют», так сразу находишь в них что-то очень драйвовое, что-то действительно на стыке авторской песни и рок-музыки. Яркая мелодика, четкий ритм и, конечно, хорошие стихи. Безупречная вторая гитара подчеркивает профессионализм и музыкальность дуэта Вячеслава Ковалёва и Александра Петерсона. После 8-летнего перерыва, В.Ковалев приехал на 32-й фестиваль им. В. Грушина и уже в третий раз стал его лауреатом. 6 октября в Санкт-Петербургском Театре Эстрады состоится долгожданная презентация нового альбома Вячеслава Ковалева "Мое". Помимо самого Ковалёва на сцене появятся известные соратники: "Зимовье Зверей", Александр Гейнц и Сергей Данилов, Михаил Башаков, Мария Булат и Юрий Ельский.

Словом в бард-роке не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Как пел Гребенщиков: «Мы победили, только это ещё не так заметно».

Святослав КОРОВИН

 

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz