НАЗАД (EXIT)

 

АЛЕКСАНДР ПЕТЕРСОН:

«Почему популярна группа «Звери»

 (ТехноБизнесМаркет №17(128) 2005 год)

Группа «Зимовье Зверей» никогда не была популярной. Популярной в том плане, как мы понимаем: песни по радио каждые пол часа, стадионные концерты, стотысячная армия поклонниц… Они просто играли свои песни. Уже почти что десять лет существует этот коллектив. Кто-то их слышал, кто-то слышал о них. Оно и понятно, редко можно встретить коллектив с таким харизматичным лидером как Константин Арбенин, известный, также, как поэт, чей дар не ставится под сомнение. К сожалению, когда я договаривался об интервью с группой, Константин был вне зоны досягаемости, и на мои вопросы отвечал не он, а гитарист и, по сути, художественный руководитель коллектива Александр Петерсон. Хотя, возможно, если бы со мной общался не он, разговор бы не получился таким, каким получился. Мы сидели на просторной кухне, пили чай и рассуждали о концертных залах, аранжировках и популярных рок-группах…

-Первый вопрос относится к тому, что в группе «Зимовье Зверей» сменился состав. Почему это случилось, и как группа выглядит сегодня?

-Ну, вообще, в группе исторически состав периодически меняется. Изначально мы были вдвоём с Костей Арбениным, песни пели на кухне. Потом, когда доросли до первого альбома, у нас появился барабанщик Толик Смирнов. Потом мы приглашали сессионных музыкантов: флейтистку, саксофониста. Среди них оказался и флейтист Егор Мажуга, который у нас и остался. Практически семь с половиной лет он у нас играл. Сейчас, в связи с обстоятельствами личной жизни, Егор переехал в Москву, поэтому его существование в группе стало достаточно затруднительным. Всё равно, изначально идея группы состояла в Костиных стихах и моих аранжировках, а людей мы приглашаем по мере необходимости. Егор, конечно же, привнёс какие-то свои вещи в облик группы, отдал ей то, что мог, и группа ему много дала… Сейчас у Кости стали другие песни, он изменился, повзрослел, и сейчас появившиеся в составе группы люди, играющие на кларнете и скрипке, по-моему, наиболее адекватно смогут отразить этот этап.

-А не собираетесь снова вернутся к электрическому звучанию?

-Мы играли в электрическом составе начиная с 97-ого года и заканчивая 2000-ым. То есть, четыре года. После того, как наш барабанщик Толик Смирнов уехал в Голландию, мы перестали играть так, поскольку идея электрической группы за это время себя изжила. У Кости достаточно насыщенные тексты, которые проигрышно звучат в электрическом звучании.  Мы могли, конечно, найти другого барабанщика, который бы нас устроил, но нам это на тот момент было попросту не нужно. Да и вообще, я считаю, что драйвово можно играть и без барабанов, также, как с барабанами и басом вяло и кисло…

-Арбенин, насколько я понимаю, сам ни на чём не играет.

-Он не умеет играть ни на одном инструменте. Раньше он рассказывал такую историю, как он клал мелочь в карманы и тряс её, создавая некий мелодический фон. Сам по себе он, правда, и притопывает, и прихлопывает. Есть у нас несколько именно акапельных песен. Собственно изначально мне он песни так и приносит. Придумывает текст, придумывает мелодию. Приходит ко мне, напевает, я её записываю. По ходу прослушивания ко мне приходят какие-то идеи, я подбираю аккомпанемент. Его почти всегда устраивает то, что я ему предлагаю.

-А партии других инструментов?

-Тоже я пишу. За исключением некоторых соло, которые носят импровизационный характер. Сейчас вот с кларнетом и скрипкой такая ситуация: ребята очень хорошие классические музыканты, они не умеют импровизировать и все партии я им выписываю в нотах. Мне, как аранжировщику, это нравится даже больше. То есть, поставили им нотки, они их очень хорошо играют.

-Каким был максимальный по количеству состав группы?

-На самом деле регулярного состава больше пяти человек у нас никогда не было. Хотя однажды, когда мне захотелось сделать оркестровые аранжировки, с нами играли четыре скрипки, кларнет, флейта, я и Костя. Восемь человек, плюс звукорежиссёр. Мне вообще нравится, когда состав достаточно гибкий. Это позволяет делать какие-то вещи с совершенно разным звучанием и настроением.

-«Зимовье Зверей» в каком стиле играют? С вашей точки зрения.

-Мне кажется, что мы находимся где-то между стилей. Раньше нас относили к рок-музыке. Сейчас больше к авторской песне. Мне кажется, что рок-музыка сегодня более коммерческая, а авторская песня стала более открыта для других влияний. Мне сейчас симпатичнее авторская песня.

-«Зимовье Зверей» много гастролируют: разные города, разные люди. Вот, есть какое-то существенное различие между Санкт-Петербургом и Москвой? Отличается ли питерский музыкальный мир от московского?

-Вообще, рассматривать музыку стоит исходя их общекультурного контекста обоих городов. Если говорить о рок-музыке, то она, конечно же, отличается, как и прочая музыка. На самом деле в Москве больше денег. Там люди. Которые чем-то заняты больше должны бегать, суетится… Вот у нас Егор уехал, звонит иногда, рассказывает, что если бы не девушка, он бы туда в жизни не переехал. Москва, конечно, совершенно другой город. Мне больше нравится петербургская эстетика, нежели московская, хотя климат в нашем городе чудовищный… (улыбаясь)

-В Питере многие музыканты, помимо занятия музыкой вынуждены где-то работать. Вы где-то работаете?

-Мы живём только с музыки. Действительно, много таких музыкантов, которые днём где-то работают, а вечерами играют по клубам. В Москве таких музыкантов меньше. Значительно. Это не значит, что мы не работаем вообще. Вечером мы играем, а днём делаем аранжировки, пишем песни.

-Вы достаточно самобытны, и похожих на вас в музыкальном плане я не вижу. Может быть, вы развеете мою иллюзию…

-Я не музыкальный критик, конечно же, что бы искать какие-то параллели с чьим-либо творчеством, но были моменты, когда нас сравнивали с группой Nautilus Pompilius, были сравнения с группой «Сплин», хотя я с этим никогда не был согласен. Да и сейчас я не вижу никаких групп, на которые мы были бы похожи, или каких-то групп, на нас похожих тоже. Мне кажется, что творчество любого человека само по себе самобытно и не похоже ни на что, с одной стороны, а с другой из ничего ни чего не берётся. Если, допустим, ты хоть раз в жизни слышал какого-то исполнителя, то, хочешь ты этого, или не хочешь, это как-то повлияет на твоё творчество.

-Как вы относитесь к тому, что ваша группа играет уже около десяти лет, а популярна достаточно в узких кругах? Это, если сравнивать с так называемыми мэйнстримовыми командами.

-Совершенно спокойно. Просто мы не вписываемся в какие-то общепринятые рамки. Нас раньше очень сильно критиковали, что у нас так много текста. Люди говорили, мол, песни не должны быть такие сложные, такие длинные. Ты, Костя, научись писать просто. Всё гениальное просто, зачем… Сейчас, слава богу, никто так не говорит, потому, что это всё-таки основа группы. Человек, слушая «Зимовье Зверей» не может не слушать текст, а текст не простой – это настоящие стихи. Это сейчас непопулярно, это сложно и не может быть слышно из каждого окна. И не должно быть слышно. Это нормально.

-Тем не менее, название группы на слуху, как говорится. Залы вы собираете стабильно. Можно ли вас назвать «звёздами»?

-Всё зависит от того, как смотреть. Я думаю, что, наверное, всё-таки, нет. Звезда это то, что видно всем, мы не видны всем. Конечно, любому артисту хочется быть популярным, и это закономерно. Может быть, просто, нам хочется быть популярными меньше, чем остальным. Нас это вполне устраивает. Зато в том, что мы делаем, мы достигли очень хорошего уровня.

-Но у вас нет, насколько я понимаю, обиды на то, что, к примеру, группа «Звере», с профессиональной точки зрения играющая проще и, может быть хуже вас, собирает стадионы, а вы нет?

-Это совершенно нормально. Группа «Звери» это яркий представитель так называемого коммерческого рока. Она сделана по этим законам: несложная, позитивная музыка, которая садится на ухо и способна понравится большому количеству людей. Почему «Звери» популярны? Потому, что их ротируют на радио, телевиденье и сами песни, у них, соответственно, подходят под этот формат. Тут обижаться не на что.

-«Звери» вот, недавно, собрали «Ледовый» и «Лужники» в Москве, а какая площадка была собрана вами. Я имею в виду, в каком самом большом зале вы играли сольно?

-Сольным концертом мы собирали «Театр Эстрады» и концертный зал у Финляндского вокзала. В принципе, при определённом везении мы могли бы замахнуться на «БКЗ Октябрьский», и одно время у нас даже была цель собрать этот зал. Но БКЗ стал вести такую репертуарную политику, что само понятие престижности этого зала куда-то само собой улетучилось.

-Дима Порубов из «Психеи» тут в одном интервью обронил, что ему хотелось бы отпраздновать десятилетие своей группы именно в этом зале. Вообще, как вы относитесь к тому, что в СМИ и не только всё больше обращают внимание на так называемую андеграундную культуру?

-Очень хорошо. Радует. На самом деле всегда возникает интерес к чему-то такому скрытому. Мне кажется что сейчас, если не случится никакого кризиса, люди будут больше тратить деньги на развлечения. Развлечения примитивные, в конце концов, надоедят, и люди будут искать какие-то более сложные формы и будут востребованы эти, как вы их называете, андеграундные исполнители. Они найдут своего слушателя и всё будет хорошо…

В Доме журналистов 22 сентября 19:00 состоится презентация книги Константина Арбенина «Зимовье Зверей: песни и сказки»

Святослав КОРОВИН

 

 

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz