|
|
|
|
|
|
АЛИСА до АЛИСЫ («FUZZ» №11 ноябрь 2003 год) Собственно, писать об
истории группы "Алиса" бессмысленно даже в свете двадцатилетнего
юбилея команды. Каждый мало-мальски грамотный меломан в любой
рок-энциклопедии может прочитать примерно следующее: "Группа
"Алиса" была образована в 1983 году в Ленинграде Святославом
Задерием на обломках хард-рокового коллектива "Хрустальный Шар"… И
так далее, вплоть до наших дней. Сегодня
"Алиса" и Константин Кинчев - одно целое, они неразделимы, они
вместе. Для большинства алисоманов история их любимой группы начинается-то,
собственно, с приходом в её состав "горлопана-расстриги Кинчева
Коськи". Несомненно, именно Константин Евгеньевич превратил бесформенный
и непонятный коллектив в икону русского рока, но нельзя забывать и о том, что
было до него, ведь как спел когда-то Борис Гребенщиков, чтобы крепче стоять,
нужно держаться корней. О группе
"Хрустальный Шар" сейчас, наверное, нигде нельзя узнать что-нибудь
более или менее достоверное. Совсем недавно пираты выпустили запись одного из
выступлений группы, даже не указав в буклете кассеты названия песен. Одно их
оправдывает, они всё-таки донесли до потребителя иллюстрацию тех, кажущихся
пыльной былью, будней ленинградского "Хрустального Шара". Когда легенды
становятся историей, тогда наступает порядок. Не помню, кто это сказал, но
сказал верно, и сейчас мы попытаемся разобраться в этой отнюдь не
кэрроловской истории "Алисы".
До "Алисы"… Кто-то упрекнёт меня в
том, что я много беру на себя, но я начинаю путь, я говорю. Собственно,
говорить-то должен был не я, а моя близкая родственница, на чьих глазах
происходили нижеописанные события, но она доверила мне свои воспоминания,
сказав: "Делай с этим что хочешь", и я решил поделиться с теми,
кому не плевать на историю, с теми, кто хочет знать то, чего порой не видно
за красно-чёрной пеленой и мистикой Кинчева. Вокалистом в
"Хрустальном Шаре" был Андрей Христиченко, в кругу друзей,
прозванный Кроликом. Где-то я читал, что Кроликом его звали по аналогии с
Белым Кроликом из сказки "Алиса в стране чудес", но на самом деле
своему прозвищу он обязан настоящему живому кролику по имени Андрюша, который
некогда у него жил. "Хрустальный
Шар" стал как бы предтечей "Алисы", но история начинается
несколькими годами раньше… В тесной ленинградской
квартире в доме на проспекте Науки репетировала группа, носившая гордое
название "Просто Так". В группе играли трое. За барабанами восседал
Юрий Шлапаков. Да-да, тот самый, чьё имя мы можем увидеть практически на
каждом альбоме нынешней "Алисы". Сейчас, правда, он работает не
барабанными палочками, а крутит ручки звукорежиссёрского пульта. Вторым
членом команды был Сергей Павлов, прозванный Клипсом. Клипс играл на гитаре.
За бас и вокал отвечал Андрей Христиченко, отличающийся хорошим, ярким
голосом и эмоциональной подачей материала. Этим, очевидно, он и привлёк
внимание Святослава Задерия, пригласившего его в 1982-ом в свой коллектив
"Хрустальный Шар", созданный на развалинах группы "Летающая
Крепость" на "должность" основного вокалиста. Христиченко вошёл в
новый коллектив, прихватив с собой коллег из "Просто Так": Шлапаков
стал звукачём "Хрустального Шара", а Клипс - светотехником. Так началась легенда,
обычно спрятанная в книгах за парой коротких строк. Помимо Кролика и Задерия
в коллективе играли достаточно известные впоследствии Михаил Нефёдов
(барабаны), Павел Кондратенко (клавиши) и одарённый гитарист Владимир
"Кровавый" Богатырёв. По версии Задерия, Кровавым Вову прозвали за
то, что порой после ошеломительных гитарных пассажей его пальцы были изодраны
о струны в кровь. Начались совместные
репетиции, Кролик пел, музыканты играли, а Юру Шлапакова можно было всё чаще
встретить в магазине "Юный Техник", где он приобретал необходимые
ему для оборудования радиодетали. Как известно, в то
время в СССР у рокеров были проблемы с аппаратурой. Кто-то, как
Тропилло, пользовался списанными
усилителями и пультами, а кто-то собирал их из вполне доступных радиодеталей.
Шлапаков часами сидел с паяльником, создавая то, из чего вырос вполне сносный
для тех лет саунд "Хрустального Шара". Музыку
"Хрустального Шара" сложно сравнивать с тем, что играла и играет
современная "Алиса". Один мой товарищ, услышав их запись,
воскликнул: "Да это же русские "Led Zeppelin"! Добротный
хард-рок с умными текстами и сложными аранжировками. Группа не пыталась
делать громких заявлений на тему того, что всем нам тут не очень и могло бы
быть получше. Кролик пел о любви, о беззаботной жизни тех, "кто ходит от
"Сайгона" до "Казани", о мире, в котором мы живём. Это
было не модно, но всё-таки группа привлекала к себе внимание. Музыканты зарабатывали
себе на хлеб игрой на танцах в сельских клубах. Наверное сейчас это звучит
странно, но тогда хард-рок вполне мог восприниматься как танцевальная музыка.
Христиченко безумствовал на сцене, то принимая героические позы, то выделывая
невероятные эквилибры с микрофонной стойкой. Периодически пел Задерий, но он
был как бы антиподом массивного и глубокого Христиченко. Задерий исполнял
заводные рок-н-роллы, давая возможность немного отдохнуть основному вокалисту.
Делая шоу, музыканты
даже покупали у тётенек-мороженщиц сухой лёд, дабы он создавал
"крутую" дымовую завесу на сцене. Помимо регулярного состава группы
к музыкантам иногда присоединялся Миша Малин - высокий хиппи с длинными
волосами. Малин потом засветился в группе "Внезапный Сыч", но это
уже совсем другая история… "Хрустальный
Шар" репетировали в небольшой каморке в здании какого-то завода, рядом,
в такой же тесной каморке создавал свои нетленки "Пикник", уже
тогда считавшийся чем-то недостижимым и великим. Репетиции были регулярными,
Задерий не терпел опозданий. Часто репетиции записывались на многоканальный
магнитофон, потом эти записи музыканты слушали и обсуждали, кто где слажал, и
какой "наворот" куда можно вставить. Меньше всего претензий было к
Нефёдову - он придумывал свою партию с первого раза, а потом с отрешённым
видом воспроизводил её снова и снова. Тогда Нефёдова отличала одна черта: он
очень дорожил своими барабанными палочками, что давало остальным музыкантам
основание для подколок в его сторону. Иногда кто-нибудь попросту прятал
палочки, что вызывало целый шквал эмоций со стороны Нефёдова. Может, поэтому
впоследствии у него появилась особенность всегда носить палочки с собой.
Помните, наверное, эпизод в фильме "Переступить черту", когда
музыканты сбегают с собственного концерта в лес, побросав свои инструменты.
Нефёдова в том эпизоде отличает от других то, что он-то свои палочки не
выпустил из рук. Может за это его и вписали в титры фильма… Как всякая уважающая
себя рок-группа, "Хрустальный Шар" имел связи с Ленинградским
Рок-клубом. 19-ого ноября 1982 они выступали в одном концерте со
"Странными Играми". То выступление было и триумфом и скандалом.
Народ "отрывался" под заводную "Рулетку", люди буквально
прыгали на своих местах, что, как вы понимаете, было не безопасно в условиях
сидячего партера. Но всё бы хорошо, если бы музыканты не решили спеть те
песни, тексты которых не были залитованы. Таких песен было много, все они
были громкими, балансирующими на грани сюрреализма и романтики ночных баров.
"Любовь ночной порой выходит на охоту", "Ты королева
бара" и "Будет чистым как кристалл жизни розовый бокал". Многострадальный
"Розовый бокал" был не только раздражающим фактором для заведующих
репертуарными отделами различных клубов, но и одним из поводов многочисленных
противоречий, раздиравших группу изнутри. Самолюбивый и не редко заносчивый
Кролик никак не хотел петь текст этой композиции так, как он был
первоночально задуман Задерием, и превращал красивую метафору "жизни
розовый бокал" в приземлённую фразу "в жизни розовый бокал",
тем самым в корне меняя смысл песни. Задерий, являясь лидером группы, не мог
терпеть подобных вольностей зарвавшегося Христиченко, и в марте 1983-его было
принято решение о смене вокалиста. Примерно в тоже время состоялась свадьба
Богатырёва, положившая конец его участию в группе. Вместе с Кроликом и
Кровавым исчезло и название: "Хрустальный Шар" превратился в
"Magic". Христиченко же сделал
попытку создать новую группу под названием "Хру…Ша". Об этом
коллективе мы знаем лишь то, что поведал сам Андрей: "Хру...Ша"-
сокращение от небезисвестного Хрустального шара. Проект основан мною в
1984-85 годах, выступали в Питере на фестивале "Вторая волна", и в
Москве; первое выступление имело успех, а второе было в ДК Курчатого, один
выход команды на сцену вызвал такой умопомрачительный фурор, что мы не успели
издать и звука как были запрещены властями, так что концерта не было, но шоу
состоялось - нас всех тошнило! А состав был таковым: первым вышел московский
барабанщик , имя которого не упомнила история, вторым - Саша Грюн -
столичный, с точки зрения многих, панк и непревзойденный шоу-мен . Следующим
вышел Клипс с бас-гитарой, а процессию завершал ваш покорный слуга, чье
появление вызвало тот самый ажиотаж и опасения блюдите лей закона, в то время
когда нас всех тошнило на этот самый закон... И еще одно выступление, которое
как-то сохранилось в памяти, в Манеже (Москва) при поддержке группы
"Мистер Твистер" - была поставлена на уши толпа старыми
легендарными рок-н-роллами, и еще много-много.... много......раз.... можно
говорить об этом бесконечно." В 1989г при поддержке
Алекса Огалтелого, ныне поющего в легендарном панк-коллективе "Народное
Ополчение", и Андрея "Кролика" появился проект
"Мекони". Концерт в разгар Нового года - на сцену вышли Коля
Михайлов, Слава Задерий, тубач Костя и бас-гитарист Ослик, сейшен завершла
поющая хором "Джамбо-ю". Спустя 2-3 месяца, Анрей
"Кролик" отбыл в Израиль Место же вокалиста в
"Magic" автоматически перешло к Задерию, Богатырёва сменил Андрей
Шаталин из "Демокритового Колодца", а звучание группы приобрело
модные нотки "новой волны". Тогда были заложены кирпичики
фундамента программы "Кривозеркалье", ставшей первой записанной
программой группы "Алиса". Но до "Алисы" было ещё далеко… "Magic"
продолжали выступать. Вписавшись в рамки "новой волны" группа на
своих концертах пыталась создать подобие яркого шоу. Во время исполнения
песни "Сильные идут вперёд", например, по сцене проносили огромную
репродукцию картины Репина "Бурлаки на Волге". Хотели также
устроить всё на той же песне поедание огромного торта, но от этой идеи
почему-то отказались. Задерий не мог долго
выступать в роли основного вокалиста, и в 1983-ем году в группу был приглашён
Олег Эльтиков, в тусовке музыкантов известный как Адольф Иванович. Эльтиков
был персонажем неоднозначным, с одной стороны он вполне вписывался в формат
"Magic", но с другой, его наружность и манера пения явно были не в
пользу группы. Команда даже не была допущена до первого фестиваля
Ленинградского Рок-Клуба. На предшествовавшее фестивалю прослушивание как бы
невзначай зашёл Христиченко и задал риторический вопрос: "Ну, как вам
новый вокалист?". Сам Олег понимал свою
беспомощность в качестве фронт-мена и в конечном итоге покинул группу. Стали
искать нового вокалиста. Появился Пётр Сергеевич
Самойлов, сегодня играющий на басу в "Алисе". Роль вокалиста явно
ему была не по силам, да и сама группа ещё не вышла из затянувшегося кризиса.
На одну из репетиций Петя пришёл в мягко говоря слегка нетрезвом состоянии с
многочисленными резиночками и бантиками в волосах. Тогда по улице люди с такими
причёсками не ходили, и никто из очевидцев не решился тогда даже
предположить, откуда Самойлов в таком виде явился. Тем своим появлением он
очень разозлил Задерия, для которого репетиция была святым делом. Даже повис
вопрос о том, что бы исключить Самойлова из коллектива. Чуть позже в группе
появился саксофонист Борис Борисов. Своим появлением Борисов очень
раздосадовал Самойлова, так как последний в своё время отказал Борису в
участии того в самойловской команде "Золотое время". В итоге
Самойлов всё-таки покинул "Magic", а Борисов стал ещё и вокалистом
группы, в очередной раз переименованной. Теперь она именовалась
"Дафна". Впрочем и Борисов в группе продержался недолго. Название
"Алиса" родилось в 1984-ом. По официальной версии, Алиса - это
прозвище Задерия, по другой же версии, как-то преподнесённой Юрием
Шлапаковым: "Почему "Алиса"? Потому что вокруг нас страна
чудес!". Итогом этих болезненных
операций стала запись командой зимой 1984 на студии Выборгского ДК
(Ленинград) первой студийной работы "Кривозеркалье". Говорить об
этой пластинке не стоит, любой может найти её в музыкальных магазинах. В том же году группа
успешно отыграла на втором фестивале Ленинградского Рок-Клуба, представив
программу, "в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой
Л. Кэррола, переплетались с реалиями повседневной жизни" (Рок Музыка в
СССР, М. 1990). Отдыхая на даче у
секретовца Андрея Забулдовского, Задерий познакомился с молодым москвичом
Кинчевым. Песни Константина сразу понравились Святославу, и 21 июня 1984 года
на студии ЛГИТМиКа состоялась историческая звукозаписывающая сессия,
результатом которой стал недавно переизданный "союзом" альбом
"Нервная Ночь". Задерию и Кинчеву тогда помогли всё те же
секретовцы - Забулдовский и Мурашов. "Мы искали
вокалиста, - вспоминал Задерий, - поскольку я прыгал с гитарой и часто
попадал мимо микрофона, то есть не успевал кувыркаться и одновременно
петь." Кинчев был приглашён в
"Алису", и уже с новым вокалистом и новой программой, составленной
из Костиных песен, группа триумфально выступила на третьем фестивале
Ленинградского Рок-Клуба. После их выступления к Кинчеву подошёл Гребенщиков
и познакомил его с Андреем Тропилло, взявшим на себя священную миссию
записать первый альбом "Алисы" с Кинчевым. Так рождалась
"Энергия"… Дальнейшая история
группы всегда была в центре внимания поклонников, прессы, работников КГБ и
прочих. Эта история стала реальность, а значит, как говорил БГ, истинным
мифом. В заключении хотелось
бы напомнить о том, что произошло с группой после "Энергии", когда
"Алису" на некоторое время из-за внутренних противоречий покинул
Кинчев. Задерий тогда решился на неординарный шаг: на роль ведущего вокала
была приглашена девушка Людмила Колод, больше известная как Терри. Вместе с
ней, гитаристом Андреем Шаталиным и клавишником Кондратенко начались
репетиции новой программы, в основу которой были положены композиции на стихи
как Задерия, так и Людмилы. С помощью своего директора Сергея Фирсова
"Алиса" выбралась в Москву для записи новых песен. Из записанного
материала того периода особо интересны песни "Дудочник" и
"Шпиономания". "Дудочник" в середине девяностых был
переписан и издан в рамках проекта Задерия и Галы Розы "Magna
Mater", а "Шпиономания" в последствии стала одним из главных
хитов группы "Нате!". Через полгода в
"Алису" вернулся Кинчев, а Задерий, поняв, что двум лидерам в
группе не ужиться, покинул команду, организовав в октябре 1986 группу
"Нате!", успешно дебютировавшую на фестивале Рок-Клуба в 1987. Вот вроде бы и всё. Добавить нечего,
легенда стала историей. "Алиса" играет на стадионах,
"Нате!" периодически всплывает на клубных концертах, уехавший с
семьёй в Германию Сергей "Клипс" Павлов недавно вместе с Олегом
Гитаркиным из "Нож для фрау Мюллер" записал пластинку
"HOLOPHONIC VOX". Андрей Христиченко, перебравшись в Израиль,
продолжил заниматься музыкой, в 1999 году он создал группу "17 МИГов
весны", с которой участвовал в фестивале движения "Беад
Арцейну", а в июле этого года выступил в Тель-Авиве в "Makkaby
Music Factory" с акустической сольной программой "Ангел Белых
Ночей"… Как пел Шевчук, были времена и получше. Пусть время "Хрустального Шара" и не стало лучшими временами, но они были, были и прошли, оставив за собой несколько пожелтевших фотографий, пару строк в дневниках участников событий, да ту пиратскую запись. Но жизнь продолжается, а значит "наступят времена почище"! Будем ждать ещё лучшего, будем верить, надеется и любить. |
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |