НАЗАД (EXIT)

 

ROCKОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ

(«Техно Бизнес Маркет» №4 (115) 2005 год)

 

Существует предвзятое мнение, что рок-музыка – занятие в основном мужское. Да ещё эти классические картинки: длинный хаер, мужественное лицо с каменным выражением, героическая поза и гитара («Фендер», или, на худой конец, акустический «Гибсон») в мускулистых руках. Где уж тут девушкам – нежным и, зачастую без «Фендера»? Но, девушки тоже умеют петь, сочинять тексты и играть на различных музыкальных инструментах не хуже мужчин. Да и в некоторых случаях девушки смотрятся убедительнее. Например, мужик, поющий под хард-коровое рубилово русскую народную, смотрится, по меньшей мере, странно, а вот девушка, наоборот, почему-то органично…

НАЧАЛО

В Ленинграде не было своей Насти Полевой. Да и вообще, групп, где женщина была бы выдвинута на первый план, не было. Были Перри и Терри – две одиозные и яркие личности.

Если внимательно послушать «Треугольник» «Аквариума»,  сложно не обратить внимание на песню «Крюкообразность», исполненную женским голосом, что само по себе, принимая во внимание авторитаризм Бориса Гребенщикова, не типично для «Аквариума». Эту песню спела Ольга Першина, известная под «именем» Перри.

В ленинградской рок-тусовке Першина появилась словно бы ниоткуда, и сразу попала в струю: работа в группе «Большой Железный Колокол», тесное сотрудничество с «Аквариумом» (помимо достопамятной «Крюкообразности», Ольга написала музыку к замечательной песне «Два Тракториста», и сейчас частенько звучащей на радио).

Так получилось, что в декабре 1983 года Ольга уехала в Англию, оставив после себя целых два сольных альбома – «Развлечение и наказание» и «Иннокентиада» на стихи Гребенщикова.

В Англии, по слухам, Першина исполняла песни по кабакам. Вернулась в Питер она более чем через десять лет. Возвращение было ознаменовано альбомом «Мечта Балерины» и выходом в 1997 году на аудионосителях рок-оперы «В объятиях джинсни», написанной под впечатлением одноимённой пьесы БГ.

Другой персонаж этой истории – Людмила «Терри» Колод. В своё время, в начале 80-х, она была активной тусовщицей, вхожей в общество «Сайгона», где собирались поэты, музыканты, художники и прочие неформалы того времени. Так бы и осталась она ещё одной из ста – девочкой, любящей панк-рок, если бы не познакомилась с музыкантами группы «Алиса».

После того, как в 1985 году «Алису» на пол-года покинул Константин Кинчев, лидер группы Святослав Задерий принял неординарное решение – пригласить Людмилу, обладавшую сносным джазовым вокалом, в группу в качестве вокалистки. Необычность сего поступка была в том, что до этого Задерий предпочитал работать с вокалистами-мужчинами, коих до этого в его группе поменялось достаточное количество…

Ещё в 1984 году Терри, совместно с Алексеем Вишней и Андреем Пановым из группы «Автоматические удовлетворители» записала целую пластинку «Терри, Черри, Свин», но работа не имела широкой популярности и вскоре была забыта вовсе.

Вместе с «Алиса» Терри записала программу, вышедшую впоследствии на лейбле “Caravan Records» под названием «Поколение Икс».

Позже Людмила с родителями переехала в США. По последним данным, она проживет в Сан-Франциско, штат Калифорния.

КОЛИБРИ В ЗООПАРКЕ

Название группы «Колибри» появилось в 1990-году, хотя основной костяк сложился ещё за два года до этого знаменательного события.

Лидер «Колибри» Наталья Пивоварова сделала эту группу, объединив идеей создания музыкально-эстетического проекта, основанного на слиянии музыкального, пластического и драматического искусств, четырёх несомненно одарённых девушек.

Главным хитом и визитной карточкой «Колибри» стала песня «Жёлтый лист осенний»: томный вокал и вызывающе и сентиментальный текст. Буквально за несколько лет группа «Колибри» стала одним из самых ярких событий рок-н-роллной жизни Петербурга - слишком уж яркими и непохожими они были на других. Слишком стильными и декадентскими. Группа завоевала популярность не только в родном городе, но и за рубежом, свидейтельством чему стали концерты в таких городах, как Хельсинки, Авиньёне, Дюссельдорф, туры по Швеции и Германии.

Практически на пике популярности, в конце 1998 года группу покинула Наталья Пивоварова. Она собрала новый коллектив «Соус», записавший в 2004 году кавер-версию на песню «Аделаида» для трибьюта Гребенщикова. «Колибри» же продолжили успешные выступления в Европе и родном городе…

В 1997 году эфиры практически взорвала песня «Вовочка» в исполнении команды «PEP-SEE». Мало кто знал тогда, что группа существует аж с 1992 года, а их первую демо-запись спродюссировал Сергей Курёхин. Попав в руки к «модным» продюссерам, группа стала позиционировать себя как девичее трио: Анна Кипятков, Инесса Михайлова и Мария Волкова. Два музыканта мужского пола – Кеша Спичкин и Денис Сладкевич, - надого выпали из под прицелов видео камер и объективов фотоаппаратов.

После мимолётного взлета, как это обычно бывает с молодыми командами, попавшими в руки нерадивых, не при детях будет сказано, продюсеров, “PEP-SEE” надолго исчезли из поля зрения, сейчас же они вновь набирают обороты, на этот раз как самодостаточная рок-группа.

Третьим ярким явлением женского рока, взорвавшем 90-е, стал тандем Светланы Сургановой и девушки из Магадана Дианы Арбениной, в 1994 году объявившими о создании группы «Ночные Снайперы».

Первой аудиторией дуэта стали посетители магаданского казино, где девушки ночами играли свои песни, наполненные чуткими и нежными образами, переплетающимися с традиционными для русского рока аллегориями и метафорами.

Переехав в Питер, «Ночные Снайперы» стали частыми гостями на сцене клуба «Зоопарк», где приобрели своих первых поклонников. Вернее поклонниц. Почему-то вызывающий би-сексуальный имидж Сургановой и Арбениной сразу же привлёк к себе огромное количество молодых девушек, и отталкнул слижком уж консервативных парней.

Знаковым для дуэта стал 2001 год, год выхода в свет пластинки «Рубеж» - первого полноценного электрического альбома группы «Ночные снайперы», расширившей свой состав до квинтета: гитара, бас, барабаны, скрипка Сургановой  и лидирующий вокал Дианы Арбениной.

В 2002, после записи альбома «Цунами» группу покинула Светлана Сурганова Сейчас она  с ошеломительным успехом выступает с коллективом, получившим название «Сурганова и Оркестр», выпустившем в 2003 году альбом «Неужели не я», а «Ночные Снайперы» недавно представили публике абсолютно новую работу – пластинку «SMS»

СЕГОДНЯ

Сегодня питерская рок-сцена очень ярка. Если не сказать пестра: здесь и панки, и металисты, и какие-то вовсе непонятные персонажи, никак не классифицируемые. Радует, что групп с женским вокалом стало больше.

Одной из самых ярких команд можно назвать феерическую группу «Бабслей», состоящую из шести безбашенных  девиц, чьё творчество не может оставить равнодушным: безумные песни на стыке русской этники, латино, рэгги и русского рока.

Впоследствии от «Бабслея» отделился коллектив «Ива Нова», настроенный более радикально: теперь русские народные зазвучали вовсе по панковски, жёстко и бескомпромиссно. Если «Бабслей» больше эпатировали, то «Ива Нова» берёт своим профессионализмом и чёткостью стиля.

Впрочем, профессионализм сейчас остаётся одной из самых характерных черт женского рока. Свидетельством тому может служить замечательная группа «Лена Тэ», образованная талантливой виолончелисткой и вокалисткой Леной Тузовой, продюсером Евгением Дороганом и гитаристом группы «Сплин» Стасом Березовским. В феврале 2001 года «Лена Тэ» выпустили минни альбом «Просто?!», после чего последовал взлёт коллектива в клубной среде – их стали приглашать на различные фестивали, в том числе и на легендарный «Спрайт – жажда успеха 2002», на телевидение…

Если Лена Тузова играет на, вобщем-то, хоть и не часто встречаемом, но всё же традиционном для русского рока инструменте – виолончели, то Света Чапурина из группы «Дочь Монро и Кеннеди», помимо того, что поёт удивительные, немного даже сказочные песни, использует для сопровождения домру. Выпускница Хабаровского Училища Искусств Светлана Чапурина приехала в Питер 8-ого марта 1992 года и сразу же окунулась в питерский андеграунд, дала ряд квартирников, переиграла в разных группах, пока не собрала в составе домры, баса и барабанов команду «Дочь Монро и Кеннеди». Сейчас, правда, со Светой играют московские музыканты, но группа остаётся питерской.

Не менее интересным персонажем в питерской музыке стала Женя Глюкк  - актриса, поэтесса и ведущая программы «Русский Рок» на «Радио-РОКС». В середине 90-х она  с барабанщиком Алексеем Петровым («Сезон Дождей») играла странную музыку с не совсем вразумительными текстами. Впоследствии с Женей стал играть целый бэнд, получивший название «Женя Глюкк и Группа Прикрытия». Глюкк с коллективом дала ряд феерических шоу, в том числе и на фестивале «Окна открой!!!», выпустила сингл, два альбома, и в прошлом году успела поучаствовать в трибьюте БГ, для которого записала безумную хард-джаз версию нетленки «Она Может Двигать».

Особого внимания заслуживает группа «Ступени», во главе которой стоят две девушки – Настя Макарова, приехавшая в Питер из Нарильска, и Лена петербурженка Белкина. Начав, как акустический бэнд, «Ступени» постепенно разрослись до полноценной рок-группы, недавно выпустившей электрический альбом «Само Собой». «Ступени» часто сравнивают с «Ночными Снайперами», но, если «Снайперы» берут неженским напором, то «Ступени» - чисто питерской меланхолией и умиротворённостью. Да и флейта, зачастую, звучит нежнее, чем скрипка…

В 1999-ом году на знаменитом сборнике «У2», выпущенным под патронажем Леонида Бурлакова и «Утекай звукозапись» была издана песня «Бабочка» в исполнении тогда никому не известной группы «Пеппи». Впрочем, коллектив так и не получил заслуженной популярности и благополучно развалился. Вокалистка «Пеппи» Алёна Вартомо после экспериментов ещё с несколькими пост-панк проектами в 2002 году попала в группу «Прайд», где продолжает петь и сейчас.

Стиль «Прайда» невозможно определить. Одно время их сравнивали с группой «Total», но сейчас это сравнение кажется неуместным, ибо материал команды стал менее жёстким и более лиричным. Правда из-за внешней гламурности и мрачноватости имиджа вокалистки, группу иногда стали называть даже готической.

Группа Traffix, напротив, полна жизнерадостности и оптимизма. Причём, как по содержанию песен, так и по визуальной составляющей их концерта – имиджу красавицы вокалистки Ирины Воскресенской. За время своего существования группа успела сыграть во многих городах, «засветится» на телевидении, а их песни всё чаще стали звучать на радио, что, в общем-то неудивительно, при такой качественности и мелодичности материала. Группа играет очень разноплановую музыку: от лиричных баллад до пост-панка и софт-рока. На сегодняшний день Traffix является одной из самых популярных клубных команд с женским вокалом.

Помимо вышеназванных коллективов можно, также, отметить замечательные группы «Znaki», «Фомина Неделя» и «Женя Глюкк и Группа Прикрытия», лидер которой Женя Глюкк, помимо всего прочево, является ведущей знаменитой программы «Русский Рок» на «Радио-Рокс».

Несмотря на то, что Питер является столицей, прежде всего мужского рока, женский рок в Питере, жив и набирает всё большие обороты. А значит, что его нельзя сбрасывать со счетов. Тем более в преддверии праздника 8-ое марта.

Святослав КОРОВИН

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz