|
|
|
|
|
|
ROCKовая Квартира («Техно Бизнес Маркет» №1 (112)
2005 год) Когда-то в стародавние
времена рокеры, не имевшие возможность выступать на больших площадках, играли
в тесных квартирках перед несколькими десятками почитателей их таланта.
Сейчас тоже играют. В тех же обычных квартирах. Таких, например, как квартира
Маши Митрофановой, уже больше года занимающейся устройством так называемых
квартирников… - Маша, ты уже
достаточно долгое время устраиваешь у себя дома концерты. Какие музыканты
«успели» побывать у тебя? - Свои концерты у меня
играли Василий К., Илья Черт («Пилот»), Макс Иванов («Торба-на-круче»),
группа Lumen, Миха Семенов («Декабрь»), Захар Май… Почти все они это делали
не по одному разу, поэтому скучать не приходится… - Ты можешь рассказать
про самый первый квартирник, который ты организовала? - Хорошо помню эту дату
- 27 июля 2003 года. Это был квартирник Василия К. Стояла невыносимая жара!
Как назло, пришло человек 30. Теперь мне кажется, что это немного, но для
первого квартирника это была огромная толпа народа! А когда они все набились
в небольшую команату, дышать стало просто невозможно! Каждый старался не
прижиматься к другому, поскольку и так умирал от жары. Поэтому все пришедшие
занимали в два раза больше места… В общем, кошмар! Но, конечно, это было
феерично - столько народу у тебя дома, играет музыкант, все благодарят тебя,
вокруг куча приглашенных знакомых, а так же некоторых "звезд"...
вообщем, ты разрываешься на части между всеми, но это очень приятно! - Насколько я знаю, на
недавний квартирник уфимской группы Lumen к тебе «в гости» пришло что-то
около семидесяти человек. Не бывает ли в свете этого проблем с соседями и
милицией? - Однажды после одного
«мероприятия» соседи подумали, что у меня была свадьба. Наврное, они так
думают после каждого квартирника, ибо другое разумное объяснение таким
масштабным тусовкам им не найти. Частенько мне их просто жалко... Надо
сказать, что квартира у меня достаточно маленькая и странно, что все эти люли
не торчали из окон и дверей, а укомплектовались в двух комнатах. Один раз
перед квартирником мы сидели в с теми же Lumen на кухне. В квартире уже было
несколько "слушателей", и они периодически бегали на лестницу
покурить. После их очередного "захода" раздается звонок в дверь. Я,
как ни в чем не бывало, иду открывать. Распахиваю дверь, а там стоят два
милицонера с автоматами и в бронежилетах. "Это из вашей квартиры сейчас
тут курили?" - спрашивают они с грозным видом. Я стала их активно
убеждать, что я вообще тут чай пью и никого у меня дома нет, кто бы мог
выйти. Они, кажется, не очень поверили, но ушли. Надо ли говорить, какой у меня
был шок! А однажды, как раз в день квартирника нам устанавливали домофон.
Двое рабочих честно трудились над входной дверью. В проходе они, как
полагается, поставили лестницу-стремянку, да так, что войти в дом было
сложновато... А тут такая толпа пришла! Наверное, это странно смотрится -
30-40 человек народу под предводительством нескольких девушек… - А, собственно, зачем
и кому нужны в наше время квартирные концерты? - Сказать честно, зачем
они нужны организатору квартирника - я не знаю! И пусть меня никто об этом не
спрашивает, я все равно ничего не отвечу (улыбается!) Я считаю, квартирник
необходим музыканту. Ведь он играет там те вещи, которые обычно не звучат в
традиционных его концертах. Столько говорили все вокруг, что квартирники -
это пережиток прошлого и с развалом СССР они постепенно канули в Лету.
Возможно, это действительно так. Сейчас квартирник, по моему мнению, в
большинстве случаев - это прекрасная возможность для музыканта заработать
немного денег, получить свою долю славы и удовольствия, потусоваться на худой
конец... А раньше это был единственный способ донести до слушателя свою мысль
и творчество. Тогда была идеология... Хотя, все-таки, квартирник - это
раритет. И это здорово! - А кого из музыкантов
ты бы ещё хотела увидеть у себя на квартирнике? - Из известных
исполнителей (по мимо тех, что уже были у меня) я бы мечтала принять у себя
Александра Чернецкого (Разные люди), Светлану Сурганову («Сурганова И
Оркестр»), Сергея Бабкина («5’nizza»). Это то, от чего бы я сама получила
эстетическое наслаждение при прослушивании. Да и, наверное, любую
из альтернативных команд я бы с радостью лицезрела (ибо у них редко
существует акустическая программа, но я считаю, что это проявление
интеллектуальности и зрелости группы), но есть три кое-какие группы, увидеть их у себя на квартирнике - моя
заветная мечта!!! А так как я знаю, что мечты сбываются, обязательно должна
сбыться и эта (снова улыбается, на этот раз очень и очень загадочно)… ЕСТЬ МНЕНИЕ! Своими мыслями по
поводу квартирных концертов с нами поделился вокалист питерской группы
«Пилот» Илья Чёрт: «Первый раз я попал на
квартирник какого-то блюзмэна году эдак в 1990. Увы, не помню, кто это был
(Не Армен Григорян ли из "Крематория"?). Атмосфера меня поразила
тем, что присутствовало домашнее единение публики и артиста. Можно было
спрашивать музыканта о чем угодно. Устав сидеть, можно было пойти выпить чаю
на кухню... Всё непринуждённо и весело. Обсуждали песню, если кто в ней что
не понял. Эта близость меня сразила тогда. И даже сейчас я бы не отказался
сходить на такой концерт ко многим артистам, творчество которых мне
интересно, но я не имею возможности с ними об этом поговорить, задать
какие-то вопросы... Мне кажется, главная
идея квартирников в том, что артист является таким же живым и возможным к
общению человеком, как и его слушатели. Человечным и понятным. И это есть
хорошо. У меня были и смешные
случаи: приехал на квартирник в Зеленоград. Пришли взрослые люди (мужики под
30 лет и всё такое). Я и не ожидал. Спел 2-3 песни. Реакция - молчание, все
сидят, напряженно слушают. Я тогда говорю: "Так не пойдёт! Ну-ка,
пошлите кого-нить в ларёк ближайший!" Принесли водки. Разлили каждому
слушателю по 50 гр. Тяпнули они. Спел песню. Тяпнули ещё по 50. И сразу
другое дело - зашевелились, заулыбались, разговорились, лица разгладились,
стали реагировать, под конец уж унимать пришлось хлопание и всё такое. Самое интересное, что
каждый квартирник - строго индивидуальное действо. Никогда не знаешь, какая
будет атмосфера, какие люди придут... Всякое бывает... Когда гомон, веселье,
анекдоты... Когда светло-печальная
аура, песни для души... Когда разговоры о вечном... Я отыграл на своей
жизни, думаю, около ста квартирников. И каждый - это отдельная история, те
самые люди, та самая квартира... Это ведь кусочек жизни, и так хочется, чтоб
этот кусочек стал приятным и для тебя и для тех, с кем довелось его пережить. К тому же я немного
горд, что подобная практика - есть особенность нашей российской рок-культуры.
Это наша индивидуальность. Это именно то, чем мы резко отличаемся от мирового
шоу-бизнеса. Этот пласт культуры делает артиста в нашей стране близким
обычным людям, одним из народа. Не иконой или идолом, не сверкающей куклой на
сцене или лицом на плакате в туалете, но живым человеком. Сейчас в крупных
городах уже находятся люди, которые ставят эти выступления на организационный
момент. Выделяют под это свои квартиры, обрастают клиентурой, умеют
организовать всё комфортно и для артиста и для слушателей, оповещают заранее
о проведении мероприятий. В Питере я лично знаю две такие квартиры, где
играло множество артистов - "Торба-на-круче", "Люмен",
Василий К., "Декабрь", "Разные люди",
"Башаков-бэнд" и прочие… В Москве даже
организовался проект "Хорошая квартира", где проходят подобные
вечера. Мне кажется, что подобные проекты служат сближению, сплочению и
дружбе людей, а также поддерживают неповторимость русской рок-культуры в
единении артиста и слушателя. И посему - ура
квартирникам!» ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ «Мы пришли в такую же,
как и моя, двухкомнатную квартиру хрущёвского образца. Всей публики здесь
собралось человек пятьдесят. Присутствовавшие сдали по рублю – по два…
Зрители расположились на полу, а на диване у стены «Аквариум»…», - так
описывает вполне типичных квартирник начала восьмидесятых в своей книге «КИНО
с самого начала» один из основателей легендарной группы «Кино» Алексей Рыбин… Квартирные концерты,
пожалуй, едва ли не самая важная часть истории российской рок-музыки.
Исполнители играют свои песни, практически не используя микрофоны и
усилительную аппаратуру, а, преимущественно, вообще без них. Слушатели сидят
на стульях или на полу в непосредственной близости с музыкантом, слушая его
песни и, если необходимо, задавая вопросы. Бум квартирников
пришелся на конец 70х и середину 80х, словно подчеркнув время расцвета того,
что мы сейчас называем русским роком. Владимир Рекшан (Вокал
«Санкт-Петербург»): «Почему это связано именно с эти временем? Ну прежде
всего потому, что власти всё больше гоняли музыкантов, а им очень хотелось
выступить. Выступать было негде, кроме как на квартирах… С другой стороны,
стали появляться группы, которые на тот момент своего существования просто не
вытягивали больших электрических концертов, поэтому для них наиболее
оптимальной стала именно такая форма представления своего материала». В своё время через
квартирники прошли практически все ведущие рок-группы и исполнители. Это и
утончённый «Аквариум», и минималистичный Виктор Цой, и Александр Башлачёв, и многие-многие
другие… В эпоху гласности
традиция квартирных концертов была подзабыта – рокеры «вырвались» на большие
площадки, но всё же изредка их снова можно было увидеть в тесных комнатках с
акустическими гитарами, поющих честно, искренне, без внешних эффектов,
способных затмить самое главное, на что делали ставку и Гребенщиков, и
Кинчев, и Майк Науменко – слово. Казалось бы, двадцать
первый век, открывший широкие возможности для творческой реализации
музыкантам разных стилей и направлений, должен был отмести квартирники за
ненадобностью. Появилось огромное количество клубов где музыканты могут
представить своё творчество для практически любого количества слушателей, но
почему-то их по прежнему «тянет» в маленькие комнаты, ближе к своим
поклонникам, способным принять своего кумира таким, какой он есть – обычным
человеком с гитарой, сочиняющим хорошие песни… Святослав КОРОВИН
|
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |