НАЗАД (EXIT)

 

ПОКОЛЕНИЕ ОГНЯ! ПОКОЛЕНИЕ ВОДЫ! Итоги 2004 года

(«Техно Бизнес Маркет» №25(111) 2004 год)

 

Подходит к концу год. Время собирать камни, время подводить итоги. Год выдался богатым на события - это и огромное количество вышедших пластинок, и большое число всевозможных акций и фестивалей с участием питерских андеграундных групп. Питерский андеграунд весь соткан из противоречий: словно огонь и вода слились в едином порыве, одновременно разрушающем и дающим жизнь, - разрушающим общепринятые стереотипы и дающем жизнь новому, молодому, не похожему на других…

 

… взять бы эту 1000 пластинок

2004 год оказался очень богат на релизы. Несомненно, это не может не радовать, ибо музыка многих коллективов стала доступна массовому потребителю.

Особо интересен тот факт, что большинство новых пластинок поступило к обывателю со стороны nu-металлистов. Это нельзя не отметить особо.

В 2004 году новые альбомы на суд слушателя представили такие представители музыкального андеграунда особо «тяжёлого» направления, как «Психея» (рецензию на их пластинку «Психея» наш журнал публиковал в прошлом номере), Amatory (помимо альбома «Неизбежность», порадовавшие в этом году слушателей синглом «Две Жизни»), «Эскимо», Jane Air, проект участников легендарных «Кирпичей» «Правда», Spermadonarz и молодая, подающая надежды группа Stigmata…

Если говорить более подробно, то самым интересным из перечисленных релизов можно считать альбом «Конвейер снов» группы Stigmata, ибо его появление само по себе вызвало недоумение у поклонников подобной музыки: было непонятно, как такая, на самом деле, молодая команда умудрилась издать пластинку на «крутом» лейбле «Капкан-рекордз». Но «Конвейер снов» превзошёл все ожидания», показав, что в nu-metallе можно петь и хорошим голосом, а не только шептать и срываться в истерику…

Со стороны панков удар по массовому сознанию был более слабым. Из их среды можно особо выделить разве что новые альбомы «Последних Танков в Париже» (их пластинка «2084», к слову сказать, очень сильно изменила взгляды на эту группу, «превратив» их из бескомпромиссных бунтарей и борцов с системой в тонких лириков и городских романтиков), «Порт 812», да весельчаков и раздолбаев «Морэ & Рэльсы».

Альбом «Морэ & Рэльсы» «На Dискач!!!» вышел в тираж как приложение к одному из московских журналов, что указывает на востребованность питерской музыки не только в Питере. Говорить о музыкальных достоинствах альбома не приходится, «Морэ & Рэльсы» ничего нового не открывают, их тексты всё больше на уровне школьных считалок, но гитарки звучат забойно, барабаны стучат красиво, а голос почему-то заставляет вспомнить советские мультики. Прямо не группа, а квадрат Малевича… перерисованный в тетрадь старшей сестры нетвёрдой рукой первоклассника.

Самым же сильным прорывом в области звукозаписывающей индустрии в 2004м году стали альбомы групп «Дверь В Лето» и «Animal ДжаZ», вышедшие на крупном российском лэйбле «Студия грамзаписи Никитин». Если говорить о «Дверь в Лето», то их альбом «Случайный Человек» стал практически первым релизом коллектива. Что ж, закономерный итог почти что десятилетних трудов и тернистого творческого пути. Интересно, что будет дальше…

Альбом «Как Люди» от «Animal ДжаZ» был гораздо более ожидаемым, чем «Случайный Человек», но и разочарований принёс больше. Все ждали от группы чего-нибудь эдакого, чего-нибудь более гитарного, более «злого», а получили мягкую по звучанию пластинку с прозрачными гитарами и простенькими текстами. Даже так любимая всеми по концертам заглавная песня альбома в студийном воплощении разочаровала: слишком уж она какая-то улыбающаяся. Вряд ли теперь мы дождёмся от «Animal Джаz» таких песен, как «Иуда», «Москва», «Тай» и «Уходишь». Наверное, радиоформат коснулся и этой группы, достаточно вспомнить, что на радио состоялась премьера якобы пародийного дуэта  «Animal Джаz» с Сергеем Шнуровым «Неоновый Ковбой», песни, ставшей несомненно знаковой для коллектива, только какой это знак, - вопроса или восклицания, - решать нам, простым слушателям.

 

…а, может быть, сходить на рок-концерт

Помимо огромного количества сольных и совместных выступлений, 2004 год порадовал и различными специальными акциями, как приуроченными к какому-то событию, так и просто провозглашающими какую-либо идею.

Начало года ознаменовалось тем, что три питерские группы («С.О.К.», «П.Т.В.П.» и «Морэ & Рэльсы») устроили несколько совместных концертов под лозунгом «Раздень себя – одень другого». Суть этой акции сводилась к тому, что слушатели, пришедшие на концерт, должны были, по идее, принести с собой какие-то старые вещи и сдать их в стоящий рядом с клубом автобус фонда «Ночлежка», тем самым помогая бездомным пережить зиму. Объединённые единой идеей музыканты делали отличное шоу, а зрители оттягивались под свою любимую музыку, правда, вещей никто почему-то не принёс, но это уже не музыка, это социальное, об этом в другой раз…

28 марта на сцене клуба «Порт» состоялся концерт в честь дня рождения самого первого панк-музыканта СССР Андрея «Свина» Панова, умершего в августе 1998ого года. Почтить память Свина пришли около тысячи поклонников его таланта. Перед ними выступили более десятка различных коллективов, среди которых были как Питерские («Нате!», «Бригадный Подряд», «П.Т.В.П.», «Данила-Мастер»), так и иногородние музыканты. С декорированной художником Кириллом Миллером старыми газетами сцены прозвучали как перепевки песен Панова, так и хиты выступавших групп. Эта акция смогла показать, что панки, в массовом сознании ассоциирующиеся с портвейном, подъездами и драками, могут быть вполне миролюбивыми и милыми людьми, не замкнутыми на какой-то одной идее и способными принять совершенно разную музыку, от брутального панк-рока «Бригадного Подряда», до гораздо более жёстких песен «Данилы-Мастера» и рокапопсовых «DeGenerators».

Пожалуй, самой громкой акцией лета 2004ого стал ежегодный фестиваль «Окна Открой!», прошедший на стадионе имени Кирова в июне. Фестиваль проводится уже не первый год, и это сделало его уже доброй традицией санкт-петербургского лета. В этом году, как и раньше, на огромной площадке собралось несколько тысяч меломанов. Среди почти что полусотни выступивших следует особо отметить энергичные сеты групп «Декабрь», Protozoo, «Воланд» и «Август», а из хед-лайнеров, выступления открывших фестиваль «Король и Шут» и заезжих гостей группы из Грозного «Мёртвые Дельфины». Молодые команды выглядели достойно и своими выступлениями показали, что вполне могут конкурировать с известными музыкантами.

25ого же июня состоялся совместный концерт ведущих питерских групп тяжелого направления Jane Air, Amatory и «Психея» в рамках сумасшедшей акции «Stars Fucktory 666». Помимо вызывающего названия, пародирующего всем известный продукт российского шоу-бизнеса, концерт был интересен и тем, что стал заключительным концертом коалиции вышеназванных коллективов. Во время концерта по всем законам шоу-бизнеса велась видеосъемка, материалы которой легли в основу фильма, названного в честь мероприятия, просто и без затей «Stars Fucktory 666».

Также отдельно стоит вспомнить и выступление питерских клубных групп «Animal Джаz» и  Billi’s Band на фестивале «НАШЕСТВИЕ 2004», проходившем в августе в Эммаусе под Тверью. Тогда музыканты обеих групп показали фактически всей России, что значит выражение «оторвёмся по питерски», и то, что даже проливной дождь во время выступления не помеха, а вполне органичная часть шоу. Помните, наверное, героический перфоманс от Александра Крассовицкого, под потоками воды спевшего одну из самых злых вещей «Animal Джаz» «Иуда»…

 

…и кое-что ещё

В 2004 году многие питерские клубные команды смогли «прорваться» на телевидение, чему посодействовала программа «Чистый Звук», идущая по питерскому телеканалу.

На небольшой сцене в компании нескольких десятков зрителей и четырёх кинокамер, свои шоу показали такие группы, как «Прайд», «Гекельберри Финн», «Троллейбус», «Шкала Рихтера» и многие другие.

Бесспорно, появление данной программы посодействовало популяризации творчества музыкантов, в ней участвовавших, и показало всё возростающий интерес к андеграундной культуре со стороны масс-медиа.

Показательно также то, что совместную работу группы «Декабрь» и Ильи Черта («Пилот») – кавер-версию легендарной «Аэробики» Константина Кинчева, - взяла в ротацию одна из ведущих московских радиостанций, где она сходу вошла в первую десятку хит-парада.

Но питерские музыканты занимаются не только музыкой. В их интересы органично вписываются и здоровый образ жизни, и экстремальные виды спорта. Именно этими интересами и продиктовано появление в июле 2004 года движения, получившего название «Формула Русского Рока». Его идеологами являются Женя Глюкк («Женя Глюкк и группа Прикрытия»), Миха Семёнов («Декабрь») и Владимир Рекшан («Санкт-Петербург»).

В рамках «Формулы Русского Рока» состоялось несколько спортивных акций, в числе которых были и соревнования по багги-картингу в лесопарке Сосновка, и прыжки с парашютом 2 сентября в посёлке Лисий Нос. По результатам этих акций был смонтирован фильм «Дублёров нет», показанный в рамках кинофестиваля «Дебошир-фильм» в ноябре, и выпущен компакт-диск «Формула Русского Рока», включивший в себя песни участников движения («Санкт-Петербург», «Ночные Снайперы», Billi’s Band и прочие).

Собственно, по итогам 2004ого года, можно сказать, что жизнь кипит! Словно вода на огне. Питерские альтернативщики продолжают доказывать, что существует что-то помимо коммерческих проектов и радиоформатных звёзд-полуфабрикатов. Будем надеяться, что следующий год принесёт нам ещё больше событий, концертов и новых пластинок, а наш журнал постарается осветить наиболее интересные из них. Альтернативный музыкальный мир Питера всегда в движении, а, как сказал поэт, «движение это всё»

До встречи в следующем, 2005ом году!

Святослав КОРОВИН

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz