НАЗАД (EXIT)

 

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-МУЗЫКЕ

(ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004)

 

(Исследование-эссэ)

Рок-музыка – явление сравнительно молодое. Особенно если сравнивать с религией, которая, по мнению некоторых исследователей, является ровесницей человечеству.

Как всё новое изначально, рок-музыка встретила помимо восторгов молодёжи резкое неприятие со стороны традиционно настроенных обывателей. В том числе и церковников. Дело доходило даже до того, что в прессе появлялись заявления, что если прослушать некоторые песни BEATLES и ROLLING STONES задом наперед, то можно услышать имя сатаны. Абсурд? Сложно сказать. Я самолично переслушал таким способом несколько песен Бориса Гребенщикова и пришёл к выводу, что при желании так можно услышать не то, что слово «Satan», но даже какие-нибудь монгольские мантры, коими, к слову сказать, Борис Борисович частенько и без этого одаривает своих слушателей. Но время шло, западная церковь смирилась с существованием рок-музыки и даже стала использовать её в своих пропагандистских целях.

В СССР истинным патриархом русского рока считается Борис Гребенщиков со своим бэндом АКВАРИУМ. Отец Бориса часто ездил за границу и привозил из командировок различные артефакты западной жизни, в том числе, очевидно, и религиозную атрибутику. Это не могло не повлиять на двадцатилетнего Бориса, который уже в 1974-ом пишет песни со словами: «Воздайте хвалу Шри-Кришне», «Ведь Радха и Кришна – не боги, но дети земли», «Кто-то стал отныне богом и простил себе грехи» и даже создаёт собственного мифологического персонажа – некого Графа Дифузора, о котором уже позже он спел, «что граф Диффузор забил в стену гвоздь, а мы лишь отзвук гвоздя», отсылая слушателя к восточным воззрениям и традициям. Стоит также отметить и то, что первый альбом Гребенщикова вообще назывался «Искушение святого Аквариума». Сложно сказать, какого бога имел ввиду Борис – религиозные элементы в его творчестве того периода предстают всё больше как некие декоративные «завитушки», привлекающие внимание падкой на всё новое и неизведанное молодежи, а не как строго систематизированные постулаты какого-либо религиозного учения.

Настоящий бум русского рока приходится на середину 80-х, когда на сцене Ленинградского Рок-Клуба появляется группа АЛИСА во главе с исполнителем и автором песен Константином Кинчевым. В его песнях того периода явно прослеживается языческая линия и ярко выраженное солнцепоклонничество. Чего стоит, например, просто-таки гимн «Солнце за нас»! Впоследствии Кинчев окрестился и стал рьяно исповедовать православие, но в тот период он во всеуслышанье называл церковь конторой и оскорблял священнослужителей. Был даже случай, когда его не сразу пустили в Печорский монастырь – священник сначала окурил его ладаном, а уже потом дал переступить через порог.

Существует мнение, что все эти языческие увлечения были как бы искушениями-испытаниями для Кинчева на пути к «истинной» вере. В том числе и о солнце в его песнях говорили как о символе Христа. Если принять это утверждение, то непонятно о ком пел Кинчев тогда же: «дух огня, начти игру, нам не начать без тебя» - вряд ли Константин Евгеньевич имел ввиду Святого Духа…

Особо возрос интерес к религии среди рокеров в начале 90-х годов. Юрий Шевчук пишет песню «Родина», в которой вопрошает: «Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг», а Гребенщиков записывает «Русский Альбом», наполненный явно религиозными моментами, причём как православными (песни «Никита Рязанский», «Волки и вороны», «Бурлак», «Кони беспредела»), так и русскими языческими («Сирин, Алканост, Гамаюн»).

Также в 1991-ом году уральская группа АГАТА КРИСТИ выпускает пластинку «Декаданс» - альбом, песни которого просто-таки пронизаны религиозными идеями и образами.  

Религиозность рокеров в то время приобретает особые черты – это уже не балаганно-ёрнические песенки, относящиеся к религии только легкомысленным упоминанием в них бога Джа и прочих, а серьёзные композиции, бог в которых хоть и остаётся, по большому счёту, чистой абстракцией, но упоминания о нём носят уже не декоративный, а вполне религиозный характер.

«Поиграв» с традиционными религиями, Гребенщиков в 1993-ем году записывает песню «Царь Сна» (альбом «Любимые Песни Рамзеса IV»), ознаменовавшую для него новый взгляд на религию: песня как-бы соткана из кусочков, относящихся к совершенно разным вероисповеданиям – здесь и «крестным ходом на стального коня», и «леший за моим плечом» и символы из «Дхаммапады» («В лебединый день лепо ли хотеть голубя?»). В продолжении этого же в песне «Великая Железнодорожная Симфония» поётся, что «по Голгофе бродит Будда и кричит: «Аллах, Акбар!», а в легендарной «Туман над Янцзы»: «Над рисовым полем сгустился туман, в нём бродит католик, и бродит шаман… Их скрыл друг от друга туман над Янцзы».

Кинчев же в начале нового века окончательно упрочивает свою позицию воинствующего христианина, заявив в своей пластинке «Солнцеворот»: «Мы православные!» и выпустив диск «Сейчас позднее, чем ты думаешь», представляющий собой цельное концептуальное произведение, наполненное идеями как близкими к национализму, так и явно религиозными («Всадники», «Званые», «Душа», «Без Креста»…).

Вообще в конце двадцатого, начале двадцать первого века религиозные элементы буквально пронизали рок-культуру. В отдельных песнях Бог упоминается как некий недостижимый абсолют («Немного до Бога, на шесть миллиардов меня так немного» Земфира), в других же как непосредственный участник человеческой жизни. Например в одной из песен коллектива НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ поётся: «И доволен останется тот, кто так высоко. Он благословит нас своей рукой и станет опять так далеко», а у ПСИХЕИ бог словно бы изначально предрешает судьбу человека: «Может я всё же нужен, сплюнут богом в лужу».

Порой бог присутствует в песнях как нечто абстрактное, вне конфессиональное, неопределённое: «Молится всем богам сразу» (МУМИЙ ТРОЛЛЬ), а порой, как например у коллектива ANIMAL ДЖАZ, лишь в качестве своеобразного неосмысленного элемента декора: «Бог и есть я сам, только бога нету».

Вообще рок-музыка, как и религия, всегда особо остро реагировали на социальные изменения в стране, поэтому не удивительно, что всплеск религиозности в среде русских рокеров сопряжен с существующими кризисами в государстве. Когда же обстановка стабилизируется Бог снова становится не главной идеей, а как некий элемент жизни, присутствующий и не отчуждаемый…

 

Святослав КОРОВИН

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz