|
|
|
|
|
|
ЭВОЛЮЦИЯ
РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-МУЗЫКЕ (ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004) (Исследование-эссэ) Рок-музыка – явление
сравнительно молодое. Особенно если сравнивать с религией, которая, по мнению
некоторых исследователей, является ровесницей человечеству. Как всё новое
изначально, рок-музыка встретила помимо восторгов молодёжи резкое неприятие
со стороны традиционно настроенных обывателей. В том числе и церковников.
Дело доходило даже до того, что в прессе появлялись заявления, что если
прослушать некоторые песни BEATLES и ROLLING STONES задом наперед, то можно
услышать имя сатаны. Абсурд? Сложно сказать. Я самолично переслушал таким
способом несколько песен Бориса Гребенщикова и пришёл к выводу, что при
желании так можно услышать не то, что слово «Satan», но даже какие-нибудь
монгольские мантры, коими, к слову сказать, Борис Борисович частенько и без
этого одаривает своих слушателей. Но время шло, западная церковь смирилась с
существованием рок-музыки и даже стала использовать её в своих
пропагандистских целях. В СССР истинным
патриархом русского рока считается Борис Гребенщиков со своим бэндом
АКВАРИУМ. Отец Бориса часто ездил за границу и привозил из командировок
различные артефакты западной жизни, в том числе, очевидно, и религиозную
атрибутику. Это не могло не повлиять на двадцатилетнего Бориса, который уже в
1974-ом пишет песни со словами: «Воздайте хвалу Шри-Кришне», «Ведь Радха и
Кришна – не боги, но дети земли», «Кто-то стал отныне богом и простил себе
грехи» и даже создаёт собственного мифологического персонажа – некого Графа
Дифузора, о котором уже позже он спел, «что граф Диффузор забил в стену
гвоздь, а мы лишь отзвук гвоздя», отсылая слушателя к восточным воззрениям и
традициям. Стоит также отметить и то, что первый альбом Гребенщикова вообще
назывался «Искушение святого Аквариума». Сложно сказать, какого бога имел
ввиду Борис – религиозные элементы в его творчестве того периода предстают
всё больше как некие декоративные «завитушки», привлекающие внимание падкой
на всё новое и неизведанное молодежи, а не как строго систематизированные
постулаты какого-либо религиозного учения. Настоящий бум русского
рока приходится на середину 80-х, когда на сцене Ленинградского Рок-Клуба
появляется группа АЛИСА во главе с исполнителем и автором песен Константином
Кинчевым. В его песнях того периода явно прослеживается языческая линия и
ярко выраженное солнцепоклонничество. Чего стоит, например, просто-таки гимн
«Солнце за нас»! Впоследствии Кинчев окрестился и стал рьяно исповедовать
православие, но в тот период он во всеуслышанье называл церковь конторой и
оскорблял священнослужителей. Был даже случай, когда его не сразу пустили в
Печорский монастырь – священник сначала окурил его ладаном, а уже потом дал
переступить через порог. Существует мнение, что
все эти языческие увлечения были как бы искушениями-испытаниями для Кинчева
на пути к «истинной» вере. В том числе и о солнце в его песнях говорили как о
символе Христа. Если принять это утверждение, то непонятно о ком пел Кинчев
тогда же: «дух огня, начти игру, нам не начать без тебя» - вряд ли Константин
Евгеньевич имел ввиду Святого Духа… Особо возрос интерес к
религии среди рокеров в начале 90-х годов. Юрий Шевчук пишет песню «Родина»,
в которой вопрошает: «Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг», а
Гребенщиков записывает «Русский Альбом», наполненный явно религиозными
моментами, причём как православными (песни «Никита Рязанский», «Волки и
вороны», «Бурлак», «Кони беспредела»), так и русскими языческими («Сирин,
Алканост, Гамаюн»). Также в 1991-ом году
уральская группа АГАТА КРИСТИ выпускает пластинку «Декаданс» - альбом, песни
которого просто-таки пронизаны религиозными идеями и образами. Религиозность рокеров в
то время приобретает особые черты – это уже не балаганно-ёрнические песенки,
относящиеся к религии только легкомысленным упоминанием в них бога Джа и
прочих, а серьёзные композиции, бог в которых хоть и остаётся, по большому
счёту, чистой абстракцией, но упоминания о нём носят уже не декоративный, а
вполне религиозный характер. «Поиграв» с
традиционными религиями, Гребенщиков в 1993-ем году записывает песню «Царь
Сна» (альбом «Любимые Песни Рамзеса IV»), ознаменовавшую для него новый
взгляд на религию: песня как-бы соткана из кусочков, относящихся к совершенно
разным вероисповеданиям – здесь и «крестным ходом на стального коня», и
«леший за моим плечом» и символы из «Дхаммапады» («В лебединый день лепо ли
хотеть голубя?»). В продолжении этого же в песне «Великая Железнодорожная
Симфония» поётся, что «по Голгофе бродит Будда и кричит: «Аллах, Акбар!», а в
легендарной «Туман над Янцзы»: «Над рисовым полем сгустился туман, в нём
бродит католик, и бродит шаман… Их скрыл друг от друга туман над Янцзы». Кинчев же в начале
нового века окончательно упрочивает свою позицию воинствующего христианина,
заявив в своей пластинке «Солнцеворот»: «Мы православные!» и выпустив диск
«Сейчас позднее, чем ты думаешь», представляющий собой цельное концептуальное
произведение, наполненное идеями как близкими к национализму, так и явно
религиозными («Всадники», «Званые», «Душа», «Без Креста»…). Вообще в конце
двадцатого, начале двадцать первого века религиозные элементы буквально
пронизали рок-культуру. В отдельных песнях Бог упоминается как некий
недостижимый абсолют («Немного до Бога, на шесть миллиардов меня так немного»
Земфира), в других же как непосредственный участник человеческой жизни.
Например в одной из песен коллектива НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ поётся: «И доволен
останется тот, кто так высоко. Он благословит нас своей рукой и станет опять
так далеко», а у ПСИХЕИ бог словно бы изначально предрешает судьбу человека:
«Может я всё же нужен, сплюнут богом в лужу». Порой бог присутствует
в песнях как нечто абстрактное, вне конфессиональное, неопределённое:
«Молится всем богам сразу» (МУМИЙ ТРОЛЛЬ), а порой, как например у коллектива
ANIMAL ДЖАZ, лишь в качестве своеобразного неосмысленного элемента декора:
«Бог и есть я сам, только бога нету». Вообще рок-музыка, как
и религия, всегда особо остро реагировали на социальные изменения в стране,
поэтому не удивительно, что всплеск религиозности в среде русских рокеров
сопряжен с существующими кризисами в государстве. Когда же обстановка
стабилизируется Бог снова становится не главной идеей, а как некий элемент
жизни, присутствующий и не отчуждаемый… Святослав КОРОВИН
|
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |