|
|
|
|
|
|
НА РУБИНШТЕЙНА - ЮБИЛЕЙ(«RE:АКЦИЯ» №11 (45) 2006 (приложение
«RE:ПИТЕР»)) 5 марта 1981
года состоялось открытие Ленинградского Рок-Клуба. Тогда на открытии играли
одни из самых интересных групп того времени: «Пикник», «Россияне»… Довольно
быстро новое образование завоевало должный авторитет, а здание, скромно
распологавшееся по адресу улица Рубинштейна, 13 стало поистине культовым
местом. История ЛРК уже описана сотни раз в десятках статей и десятках книг.
Наше издание, конечно же, не могло пройти мимо юбилея рок-клуба, но вместо
сухого пересказа уже известных фактов, мы решили дать слово непосредственным
участникам тех событий – музыкантам. 1-ый
фестиваль ЛРК, победа Мануфактуры На первом
фестивале Ленинградского рок-клуба, проходившем с 13-ого по 16-ое мая
1983-его года случилось неожиданное: первое место было отдано группе «Мануфактура».
Неожиданность сего заключалось в том, что «Аквариум», явные лидеры
ленинградского рок-движения того времени, которым и предвещали первую
позицию, были вытеснены никому до этого неизвестными новичками. Анатолий
Гуницкий (поэт, один из основателей «Аквакриума»): «Да,
действительно, на первом фестивале Ленинградского Рок-Клуба первое место
заняла группа «Мануфактура», потеснив «Аквариум». Это потом перестали
присуждать места, а тогда всё проходило на этой основе. Группа «Мануфактура»
взялась словно бы ниоткуда, впрочем, быстро и пропала, но на тот момент это
было ново и интересно. Я тогда был в числе жюри, и, пожалуй, наверное, больше
был за то, чтобы они действительно заняли то место, которое заняли. Сейчас
странно говорить об этом, но, тем не менее, это реальный факт, который был и,
как закономерный исход, канул в лету.» Борис
Гребенщиков (лидер группы «Аквариум»): «Тогда
«Мануфактура» действительно выступила очень хорошо! Я бы сказал — получше
нас.» SCORPIONS в Рок-Клубе
А однажды на
сцене рок-клуба на улице Рубенштейна, 13 играли самые настоящие звёзды
мирового рока. Владимир
Рекшан (лидер группы «Санкт-Петербург): «Случилось
это в 1987-ом году. Как-то совершенно случайно я увидел недалеко от рок-клуба
Колю Михайлова, директора рок-клуба, и Анатолия Гуницкого. Они что-то очень
активно обсуждали. Я подошёл спросить, что случилось, а они мне: «это большой
секрет, но сейчас сюда, в Рок-клуб приедет группа SCORPIONS». Удивлению моему
не было придела. Как выяснилось, они должны были приехать снимать видео на
одну из своих песен. Через некоторое время во двор рок-клуба въезжает
шикарная машина. Мы таких и не видели-то никогда, а тут во дворе родного
рок-клуба. Из машины вылезают охранники, а потом выходит сам Клаус Майне –
невысокого роста господин в кепочке. Охранник скорпов ко мне, мол, посторожи
машину. Видимо из-за моего телосложения он решил, что я тут вроде местного
секьюрити. Я его послал, конечно же, и со скорпами поднялся наверх, по нашей,
видавшей виды, рок-клубовской лестнице. Немцы заперлись в одной из комнат с
администрацией, а потом, выйдя, прошли в зал. Только интересно, что они не
пошли в большой зал, а направились в маленький, в котором-то сцена была всего
метров пять. А в зале уже полно металлистов. Сначала наши какие-то поиграли,
потом скорпы попытались что-то изобразить на нашей аппаратуре. Пока они
играли ко мне снова подходит их охранник и говорит, что бы зрители убрали
пиво. Пришлось снова его посылать. Скорпы играли минут двадцать, всё отсняли,
что хотели и сразу в машину. В общем, воспользовались бесплатной массовкой,
но, тем не менее, они тоже играли на сцене Ленинградского Рок-Клуба.» Прослушивания для вступления
Прежде чем
стать членом Ленинградского Рок-Клуба, каждая группа должна была пройти
прослушивание, чтобы доказать свою состоятельность и не словом, но делом
убедить администрацию в том, что они достойны называться членами ЛРК.
Существует мнение, что некоторые группы шли на всё, что бы вступить в
рок-клуб, даже на подкуп. Впрочем, непосредственные участники событий
отрицают эту информацию. Михаил
Борзыкиин (лидер группы «Телевизор»): «Я занимался
прослушиванием групп в 86-ом-87-ом годах. Мы приходили, отслушивали по
четыре-пять групп подряд, потом прямо на точке, где прослушивали, мы решали,
какая из групп будет вступать, какая нет. Отсев происходил, но при мне
каких-то случаев подкупа для того, что бы стать членом рок-клуба я не помню.
Основной принцип отбора – что бы было самобытно, отличалось от всего
остального. Чистые копии мы не брали. Было много таких пародий на «Аквариум»,
«Алису», «Кино». Мы приветствовали самобытность, но, при этом это должно было
быть прилично сыграно, разумеется.» Андрей
Христиченко (вокалист «Хрустального Шара», ныне «А-Кустики, ягодки»): «С Колей
Михайловым (президентом ЛРК) я ездил как то на прослушивание какой-то
ЖЭКовской команды которая играла для вступления в рок -клуб песни "The
Beatles" и, как вы сами понимаете, этого было недостаточно для того что
бы называться членом рок-клуба. К Барзыкину я подходил 1 раз на счёт прослушивания
моего проекта "Жаворонки", это было в Л.Д.М. Он сказал .что
существует чуть ли не живая очередь на прослушивание, и если нам это действительно интересно, то надо бы
подождать. Но мы ребята творческие поэтому решили что Борзыкин просто не хочет слушать или не
понимает хорошую музыку.» Литовки текстов
Всупить в
рок-клуб – это, конечно, хорошо, но, существуя под его крылом, исполнители не
имели той творческой свободы, которая дана им, допустим, сегодня. Тексты всех
песен проходили проверку на соответствие духу времени, политической ситуации
и прочим нормам. Процесс этот назывался литовкой. Михаил
Борзыкин (лидер группы «Телевизор»): «Перед каждым
фестивалем нужно было приносить свои тексты из готовящейся программы. Каждая
программа должна была быть завизированна домом художественной
самодеятельности, при котором и был рок-клуб. Нас как-то попросили не петь
две песни из нашей программы, нам сказали, что вот эти вот две песни не
понравились то ли ОБКОМу, толи Комитету ГосБезопасности, непонятно. Это были
песни «Мы Идём» и «Выйти из под контроля». Нам сказали, что бы мы их не пели,
оговорив, что если мы споём, то мы не только не попадём в лауреаты, но и
вообще никакого места не займём. Но мы решили, что катись оно всё и исполнили
эти две вещи. Конечно, лауреатства не получили, но резонанс был: нам
запретили на пол года где-либо выступать. В эти пол года мы выступили в
Пулковской Абсерватории, об этом узнали в рок-клубе и нам накинули ещё пол
года. Но зато через год литовки практически уже не было.» Андрей
Христиченко (вокалист «Хрустального Шара», ныне «А-Кустики, ягодки»): «Лично мне не
доводилось литовать тексты. Как-то раз ходил
с Задерием на литовку в рок-клуб. Он свои литовал, те что я пел. Вот
мне и было интересно что такого противозаконного я пою. Выяснил что
"Королева бара" отрицает советский образ жизни, там на французском
фраза очень не понравилась литовщику. Лямур-Тужур. А вы знаете что это
значит, спросил он нас. На что я сказал, что конечно знаю - это Любовь-морковь.» ЛРК и КГБ
Известно, что
Ленинградский Рок-Клуб был создан при содействии и курировался Комитетом
Государственной Безопасности. Сегодня аббревиатура КГБ внушает нам недоверие,
но что думали о КГБ и Рок-Клубе музыканты в то время?. Алексей
Петров (барабанщик группы «Сезон Дождей»): «Лично мне,
по большому счёту, было наплевать на то, имеет ли к Рок-Клубу отношение КГБ
или нет, да мы и не задумывались об этом в то время. Для нас рок-клуб, прежде
всего, это была легальная возможности играть свой материал. Вступить хотелось
очень, поскольку хотелось выступать. Рок-клуб для нас, музыкантов, в то время
был чем-то вроде Мекки, все туда тянулись». Последняя группа в ЛРК
Самой
последней группой, вступившей в Ленинградский Рок-Клуб стала группа из Тулы
«Ворон Кутха» Дмитрий
Мулыгин (вокалист и лидер группы «Ворон Кутха»): «Принимали
нас в рок-клуб в феврале 1995 года. Насколько я знаю от Михайлова, позже уже
никто не принимался. Но это можно
проверить у него по картотеке, если он цела. Моё удостоверение имеет номер
732. Если найдете, у кого цифра больше этой, значит, в связи с нами Коля
ошибался, хотя все это не столь важно. Какая разница, кто был последним. А ощущения и
воспоминания у меня по поводу клуба самые хорошие. Первые наши выступления в
Питере были на Рубинштейна. Благодаря клубу мы перезнакомились с огромным
количеством музыкантов, журналистов и т. д. В первый раз
мы играли в клубе 8 января 1995 года. Был концерт в честь шестидесятилетия
Элвиса Пресли. Мне тогда самому было всего двадцать, и нигде, кроме Тулы
своей сонной мы не выступали. А тут нас сразу определили на сцену, поставив
между Ляпиным, Курылевым и Доценко и АУКЦЫОНОМ с Хвостом. От такого ошаления
я на первой же песне порвал две струны. Такой опыт ни с чем не сравним. Такая
школа дорогого стоит. Ну и потом мы
достаточно регулярно наезжали в Питер и всегда прямо с вокзала шли на
Рубинштейна. А когда негде было ночевать, жили прямо в клубе.» Взгляд в прошлое…
Мы попросили
нескольких питерских музыкантов, играющих сегодня по клубам высказать своё
мнение о ЛРК. Нам показалось, что это как бы проведёт некую связующую прямую
между прошлым и настоящим. Впрочем, вот их мнения: Лёха Никонов
(поэт, лидер группы «Последние Танки в Париже): «Рок-клуб –
это же было изначально искусственное образование, созданное для того, что бы
контролировать всяческих маргиналов. И в этом, собственно, была некая
двоякость: с одной стороны КГБ держало их всех под колпаком, но с другой
стороны, получается, им давалась определённая свобода для творчества. Но всё
равно в этом была какая-то нечестность, поэтому честные отходили от ЛРК, а
идущие на компромиссы может быть и оставались бунтарями в глазах у тех же
КГБ, но чувствовалась всё равно некоторая фальшь, фальшь компромисса. Не у
всех, но у определённого и не маленького количества. Если говорить
о современности, то я думаю, что рок-клуб может возродится, начаться снова.
Некоторые наши рокеры ходили в правительство. Поэтому будут и литовки, и всё
прочее.» Миха Семёнов
(лидер группы «Декабрь»): «Для меня
Рок-Клуб – это, несомненно, культовое место. К сожалению я не застал тех
времён, я имею ввиду как музыкант, когда он представлял реальную силу и
довольно плохо знаком с какими-то их внутренними порядками, но, если говорить
о том, вступил бы я туда или нет, то, наверное, вступил бы…» Вот так всё и
было, и так вошло в историю. Что ж, время ЛРК прошло, но он остался в нашей
памяти, стал историей, а история имеет особенность — она иногда повторяется,
и кто знает, что случится через несколько лет. Ну а пока будем жить и
помнить. Материал
подготовил Святослав КОРОВИН |
||
(с) Святослав
Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru |