НАЗАД (EXIT)

 

НАШЕСТВИЕ. ВЕРСИЯ 2003

(«Техно Бизнес Маркет» №17 (77) 2003 год)

 

Ежегодный фестиваль НАШЕСТВИЕ уже который год становится главным событием лета для поклонников русской рок-музыки. Фестиваль, проводящийся при непосредственной поддержке радиостанции "НАШЕ радио", - крупнейшей рок-станции на Российском FM-диапазоне - уже успели окрестить русским Вудстоком: море музыки, море позитива, палатки, ночные костры, атмосфера полного единения музыкантов и поклонников их творчества.

Первый раз, в 1999-ом году, мероприятие проходило, правда, не на открытом воздухе, а в стенах ДК Горбунова в Москве. Именно тогда по-настоящему зажглась звезда Земфиры. Но уже в следующем году НАШЕСТВИЕ предстало в образе грандиозного двухдневного концерта под открытым небом на ипподроме в подмосковном Раменском. Из-за масштабности акции в 2002-ом НАШЕСТВИЕ даже хотели проводить на Волге, но что-то не сложилось, и тогда вновь ипподром в Раменском наполнился звуками рок-музыки и песнями зрителей, ночевавших прямо на поле недалеко от сцены.

Чуть горько от того, что в этом году не получилось с оупен-эйром, но были причины: сначала стойкое сопротивление администрации Раменского района, потом рок-фестиваль "Крылья", где от рук чеченских террористов погибли люди.

Сергей Галанин тогда еще, в Тушино, сказал, что если музыка замолчит, то значит террористы победили. Музыка не замолчала, а значит, как пел когда-то Бутусов, эта музыка будет вечной. Генеральный директор "НАШЕго радио" Михаил Натанович Козырев, основной идеолог и вдохновитель НАШЕСТВИЯ, в одной из программ пообещал: "Мы не дадим умереть этому фестивалю, пусть даже в этом году он и пройдет не так, как мы привыкли, но он пройдет". Козырев не обманул, и с ипподрома в Раменском мероприятие было перенесено в специально оборудованную для живых выступлений студию. Почти все приглашенные музыканты согласились на эксперимент "виртуального" НАШЕСТВИЯ. С одной стороны, фестиваль на этот раз потерял ту масштабность, бывшую его фирменной маркой на протяжении трех лет, когда более чем стотысячная толпа заполняла собой пространство перед гигантской сценой, с огромными мониторами по бокам и синим безоблачным небом над головами зрителей. С другой, НАШЕСТВИЕ 2003 через динамики радиоприемников вошло в каждый дом, оно, хоть и "виртуально", приобрело гораздо большую аудиторию, чем мог бы вместить в себя ипподром.

За несколько дней до мероприятия на сайте НАШЕГО радио появился окончательный список участников фестиваля, среди которых нежданно-негаданно появилась и группа "Zeмфира", в течение многих месяцев не дававшая концертов из-за изменений, происходящих в составе коллектива. Среди новичков этого года стоит особо отметить такие исполнители, как "Машина Времени"(!), Мара, "Lumen", "Куплю Волосы" и "Animal ДжаZ".

Несмотря на звание рок-ветеранов, группа Андрея Макаревича в этом году впервые выходила на сцену фестиваля, хотя, что удивительного, ведь в прошлом году в роли дебютанта НАШЕСТВИЯ выступили питерцы "Аквариум" с их бессменным лидером и вокалистом Борисом Борисовичем Гребенщиковым. Певица Мара со своей группой уже успела завоевать себе популярность хитами "Дельфины" и "Самолеты". О группе "Куплю Волосы" заговорили после их удачного выступления на одном из уральских рок-фестивалей и премьеры их песни "Две зажигалки" на волнах НАШЕГО радио. Уфимскую группу "Lumen" уже успели назвать открытием года: в начале 2003-его она стартовала с песней "Сид и Ненси", а потом буквально поставила на уши спорткомплекс "Олимпийский" во время выступления на фестивале "Чартова дюжина". Коллектив "Animal ДжаZ" из Санкт-Петербурга в своем родном городе прочно встал на ноги, выпустив три сингла, один студийный и один концертный альбом и сыграв на "разогреве" у Генри Ролинза и "Garbage". Питерцам он особенно запомнился своими успешными выступлениями на фестивалях "Sprite-жажда успеха" и "Окна открой!".

Непривычный формат НАШЕСТВИЯ 2003 подтолкнул организаторов еще к одному нестандартному решению: ведущими мероприятия стали спортивные комментаторы Василий Уткин и Виктор Гусев.

Первыми музыкантами, выступившими в этом году на НАШЕСТВИИ, стала группа "Танцы Минус". Группа со сложной судьбой и харизматичным лидером Вячеславом Петкуном, известным также по исполнению роли Квазимодо в российской постановке мюзикла "Нотр-Дам де Пари". Вообще Петкун со своими музыкантами не частый гость на фестивалях - уже два года подряд "Танцы Минус" не попадали на "Maxidrom" то из-за репетиций Вячеслава перед премьерой мюзикла, то из-за его же болезни. Но разве они могли пропустить НАШЕСТВИЕ? Первая же песня коллектива задала нужный настрой, дала необходимую долю романтики, ощущение чего-то светлого и домашнего. Петкун пел тихо и расслабленно, но всему приходит конец, следующими была группа "Конец Фильма".

"Кто не знает Элис?" - год назад вопрошала вся "продвинутая" молодежь, вторя слегка надрывному вокалу Евгения Феклистова. На НАШЕСТВИИ 2003 "Элис" не звучала и, как сказал об этом впоследствии сам Феклистов, это нужно отметить. Выступление группы "Конец Фильма", в пику задумчивости и романтичности "Танцев Минус", было громким, нервным и эпатирующим. Чего стоит, например, исполнение в прямом эфире полу песни-полу спектакля "Джо"!

Сменившая их группа "Сеtи" с вокалистом Яном Николенко, известным по коллективам "Эдипов Комплекс", "спЛин" и работой с Ютой, выплеснула в эфир здоровую долю слегка инфантильного позитива, исполнив все свои радио-хиты, включая нашумевшую песню "Смайл".

На протяжении всей трансляции ведущие то и дело повторяли о том, что НАШЕСТВИЕ в этом году вседоступно, да и слоганом фестиваля стала фраза: "НАШЕСТВИЕ - свободный доступ".

Одной из интриг фестиваля стало исполнение группой "Кукрыниксы" песни "Бригадного Подряда" "Попса". Ранее эта песня была записана при участии Юрия Шевчука, Ильи Черта, Александра Чернецкого, Андрея Князева, Алексея и Михаила Горшеневых и за неделю до описываемых событий успешно стартовала на НАШЕМ радио, взлетев на первое место "Чартовой дюжины". Но к выступлению "Кукрыниксов" из вышеперечисленных персонажей никого кроме Алексея Горшенева в студии не было, поэтому ему пришлось самому пропеть все вокальные партии, что не могло не сказаться на качестве исполнения. Не исполнить эту песню на НАШЕСТВИИ было просто невозможно.

Ветераны рок-музыки "Пикник" подарили слушателям "НАШЕго радио" акустический сет. Слегка хриповатому голосу Эдмунда Шклярского вторила скрипка, на которой играла девушка по фамилии Сорокина, и клавиши музыканта Воронина. А если учесть то, что в студии также находились ведущии Уткин и Гусев, а всем процессом руководил работник "НАШЕГО" с фамилией Галкин, то картина получилась и вовсе уж мистической. Хотя мистика всегда окружает "Пикник", ведь имя его "стершийся иероглиф", а в крови у них так много "серебра"…

Группа певицы Мары играла недолго, но за те двадцать минут, пока она находилась в студии, успела сыграть два своих хита и несколько совсем неизвестных песен. Отчасти потусторонний голос вокалистки, подкрепленный квази-симфоническими партиями музыкантов, окунали в атмосферу настоящего рока, добротного и в меру тяжелого.

Панки из группы "НАИВ" оживили мрачноватую атмосферу нескольких предыдущих выступлений. Немного посквернословив, как и полагается цивилизованным панкам, Александр "Чача" Иванов и его банда начали свое выступление с песни "Н.Л.О", бодрой и ироничной. Играли громко и вдумчиво: "Суперзвезда", "Рок", одна совершенно новая песня и песня с гребенщиковским названием "Рок-н-ролл мертв".

Группа "спЛин" выступала в слегка урезанном составе. Александр Васильев играл на гитаре и пел, а Ян Николенко подпевал и подыгрывал на флейте. "СпЛин" в этот раз решили подарить своим поклонникам композиции со своих первых альбомов, песни с последнего лонг-плэйа "Новые люди" и совершенно новую вещь "Романс". Подарком работникам "НАШЕго радио" стала песня "Валдай", ибо, как рассказал Александр Васильев, работники станции очень любят отдыхать на этом замечательном острове.

Слегка озадачило выступление Павла Кашина. "Мы как птицы, куда сели, там и поем", - встретив непонимание в глазах находящихся в студии счастливцев-зрителей после первой песни, сказал он. Зрителей было не так много, как хотелось бы. Двадцать человек, выигравших билеты располагались за звуконепроницаемым стеклом, которым они были отделены от музыкантов. Музыканты их видели, но не слышали, но аплодисменты и визги в эфир все же прорывались.

Выступление Кашина и следующей за ним дебютантки НАШЕСТВИЯ Светланы Сургановой привнесли в рок-фестиваль здоровую долю шансона-с-человеческим-лицом. Еще меньше года назад Свету Сурганову можно было увидеть на одной сцене с Дианой Арбениной в составе питерского бэнда "Ночные Снайперы". После 17-ого декабря 2002-ого Света перестала быть "снайпершей". С помощью Валерия Тхая, Игоря "Киты" Статных из группы "Психея" и группы "Север Комбо" она записала альбом своих песен "Неужели Не Я", и уже сейчас дает успешные аншлаговые концерты в концертных залах и клубах обеих столиц.

Света со своими музыкантами превратили выступление на крупнейшем рок-фестивале в подобие небольшого "квартирника" - чистый голос, легкие шутки в адрес музыкантов, с которыми она прямо в эфире устроила открытый урок по сольфеджио. Программа выступления варьировалась и менялась во время всего выступления. "Чего-то совсем смурь нагнала, - говорила Сурганова, - давайте "Мой Взгляд" потом сыграем, а сейчас "Февральский ветер".

А потом на сцене появилась группа "Агата Кристи" с обоймой старых хитов и совершенно новой вещью "Детка-конфетка". Несмотря на то, что группа уже немолода и, как пела Света Сурганова, "давно изучен каждый штрих, давно изучен каждый шорох", слушатели в который раз каким-то немыслимым колдовством были втянуты в мистические миры песен братьев Самойловых. Ничего нового группа не показала, но и не разочаровала, сыграла нормально.

Сюрпризом для особо уж эстетствующих слушателей стало выступление Ольги Арефьевой и электрического "Ковчега". Много звуков, много музыки, много слов, цитаты из гребенщиковской "2-12-85-06" во время исполнения песни, посвященной станции "Ногино". Ольга дарила слушателям замысловатые, чарующие узоры из слов и нот, поражая профессиональностью исполнения и отточенностью программы.

Следующим дебютантом фестиваля стал коллектив "Кипелов", основанный Валерием Кипеловым, экс-вокалистом легендарной "Арии". Еще на прошлом НАШЕСТВИИ Кипелов был в составе "Арии", а теперь - сам по себе, с собственной группой. Громко, мощно, с множеством гитарных запилов и соло, мощными вокальными партиями и вполне "арийскими" текстами. Ждать сюрпризов не приходиться. А жаль…

После бодрых маршей "Кипелова" эфир "Нашего радио" наполнился душевными песнями Макаревича и компании. Здорово осознавать, что даже после тридцати лет жизни группа может быть дебютантом, а значит, есть еще порох в пороховницах. Старые хиты звучат на удивление свежо. С шутками да прибаутками были сыграны "Кого ты хотел удивить", "Мой друг лучше всех играет блюз" и легендарные "Три окна". Кто-то из музыкантов "Машины времени", переводя дух, заметил: "Это не студия, это - баня". Как потом было видно из телетрансляций, в студии было действительно жарко, но это обстоятельство не смогло испортить выступление. У "Машины времени" слишком большой опыт, чтобы такие мелочи смогли выбить их из колеи.

На смену рассудительности и мудрости Макаревича пришла молодость и наивность "Чичериной". Даже в условиях "студийного" концерта эта группа может удивлять. На этот раз она играла в акустике. В акустическом воплощении группы "Чичерина" наиболее раскрывается профессионализм сопровождающих вокалистку Юлю музыкантов. Нестандартные аранжировки, звонкий голос, старые, проверенные временем хиты и одна совершенно новая песня. Премьера.

Продолжая всеобщее веселье, в студию маленьким ураганчиком ворвалась группа "Звери". Рома Зверь постоянно дурачился, передавал через радиоэфир приветы маме, а потом и вовсе скинул гитару и пустился в пляс, выкрикнув: "Какое - петь? Я танцевать хочу!". Неудержимое веселье, царившее в студии во время выступления этого коллектива, невольно передавалось слушателям. Каюсь, сам прыгал по комнате с гитарой. Пожалуй это было еще одно, после Светы Сургановой, наиболее яркое выступление первого дня НАШЕСТВИЯ 2003.

Группа "Butch" представила получасовой сет, составленный из пронзительных композиций с недавно вышедшего дебютного альбома. Чувственность и своеобразная манера исполнения артиста Елены глыбой льда навалились на слушателей, освежив после пляжного релакса "Зверей". Голос Елены мобилизует. Может потому, что артист сам многое пережил - работал учителем, пел в церковном хоре и был на войне… Особым откровением для слушателей стала их финальная песня "Девчонки не плачут".

Уфимские панки из группы с философским названием "Lumen" открыли свое выступление песней на родном башкирском языке. Играли яростно, немного даже зло, складывалось такое впечатление, что они играют в последний раз, ибо они выложились на все сто. Вокалист то пел, то шептал, то рычал. Он словно всему миру пытался высказать все, что накопилось в его душе. И право каждого решать, способен ли он понять эту группу или нет.

Появившаяся в эфире в десять часов вечера "Магнитная аномалия" немного разрядила обстановку. Они исполнили как свои старые хиты с первого альбома "Облака в помаде", так и совсем новые песни с пластинки "В изумрудах". Песни, пропитанные философской созерцательностью и безысходностью, в этот вечер звучали отчаянно и нервно.

"Магнитную Аномалию" сменили питерцы из группы "Мультfильмы", во главе с Егором Тимофеевым, пообещавшим в этот вечер сыграть как известные песни, так и те, что будут представлены на новой, выходящей 1-ого сентября этого года пластинке "Музыка звезд и арктических станций". "Мультfильмы" по праву носят звание ветеранов НАШЕСТВИЯ. Те кто следит за фестивалем на протяжении нескольких лет, помнят, как в 2000-ом году музыканты вышли на сцену в женских платьях, в 2001-ом выдержали свое выступление в рамках немецкого nu-металла, а в 2002-ом, предваряя выступление Тимофеева и компании, появились некие загадочные личности в масках "Мультfильмов" и представили удивленным зрителям свою версию главного хита группы - "Магнитофон". Стоит сказать, что одно время "Мультfильмов" называли самой плохо играющей группой Санкт-Петербурга, но после записи в студии "НАШЕго радио" "живого" альбома "Витамины" музыкантов как подменили - уровень их концертных выступлений стал несоизмеримо выше. И вряд ли кто теперь скажет, как Костя Михайлов после их выступления на фестивале "Maxidrom", что "Мультfильмы "в редкую ноту попали." На НАШЕСТВИИ 2003 во все ноты были совершены самые меткие выстрелы.

Группа "Сахара" озадачила. Странные песни, странная музыка. Вообще появление этого коллектива на НАШЕСТВИЕ 2003 не очень понятно, так как никогда песни "Сахары" не пользовались особой популярностью у поклонников НАШЕй музыки, хотя в эфире и звучало сразу несколько их вещей. Коллектив закончил свой сет кавер-версией Бутусовского "Шара цвета хаки", наверное намекая, что именно Бутусов и группа "Ю-Питер" следующими выйдут на сцену.

"Ю-Питер" стали хэд-лайнерами первого дня. Группа, вобравшая в себя таланты музыкантов "Аквариума", "Кино", "Пойманные муравьеды" и "Nautilus Pompilius" до НАШЕСТВИЯ 2003 успешно выступала на крупнейших рок-фестивалях. Чего стоит их представление на "Окнах открой!", прошедших в июне этого года. Первый день близился к завершению, наступала ночь, а Вячеслав только начинал играть. Мрачный голос Бутусова, его бас-гитара, гитара Каспаряна и клавишные партии Сакмарова, подчеркнутые партиями ударника, творили гипнотизирующие, сродни кришнаитским мантрам, композиции. Вообще в первый день НАШЕСТВИЯ 2003 наблюдалась интересная тенденция: питерские рокеры старшего поколения пытались не очаровать, а скорее загипнотизировать своих слушателей, это было и в случае с мистикой "Пикника", и с потоком сознания Бутусова, вписанном в четкие ритмические структуры. Лишь под конец выступления были исполнены "фирменные" наутилусовские хиты "Крылья", "Тутанхамон" и "Прогулки по воде". Бутусов поздравил всех с наступлением второго дня НАШЕСТВИЯ (на часах уже было за полночь), и после небольшой речи Козырева закончил свой сет "Прощальным письмом", измененным до неузнаваемости, но не потерявшем своего очарования.

Подводя итоги первого дня фестиваля, стоит сказать, что он не принес явных разочарований, как не принес и открытий, которыми был наполнен второй. Артисты играли, слушатели слушали. Все было в точности по Гребенщикову: "пусть играет, кто должен играть и молчит, кто должен молчать". Более чем десятичасовой марафон первого дня стал огромным подарком для всех почитателей русского рока.

(с) Святослав Коровин http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

Hosted by uCoz